«Пацаны» не извиняются. Почему так пугает невероятная популярность сериала «Слово пацана»
Завкабинетом Останина и пацаны
Между тем этот хейт докатился до прокуратуры. Депутат Нина Останина просит проверить прокуратуру два сериала «Пищеблок» и «Слово пацана», апеллируя тем, что они унижают советский строй и внушают ужас, приводя историю в Иркутске, когда толпа подростков убила сверстника на остановке. И хотя МВД России опровергло информацию о том, что убийство было совершено после просмотра фильма «Слово пацана», охранители, тем не менее, все еще смотрят волками на один из лучших сериалов за последние несколько лет. И дело не в каких-то моральных принципах и «порочащей советский строй» идеологии. Просто те пацаны, которые в качестве героев фильма, насилием пытаются протестовать против той действительности, в подсознании их современницы Нины Останиной, в 80-х трудившейся заведующей кабинетом политпросвещения, всегда были и будут чужими.
Протест против фальшивой идеологии
Парни из бедных советских гетто, ставших тем самым «казанским феноменом», были ожидаемым ответом на умирающий и разлагающийся «советский строй». Всё, что они творили, было их возмущенным ответом на ту советскую социальную справедливость, которая тогда декларировалась, но ничего не имела общего с реальностью. И рейды в сытую Москву на охоту, очень хорошо трансформируются в нынешние реалии. Вот он «город мечты», который представляется лесом для хищника. Тогда мало кто предполагал, что в этом феномене сошлись два основных мотива — протест против тогдашнего строя и желание получить то, что парни с городских окраин никогда бы не увидели, работая на заводах. Сейчас крайне ограниченные «слуги» современной системы подсознательно испугались фильма, который совсем не про пропаганду «уличной преступности». Он про справедливость, про дружбу и дворовые принципы, которые стали альтернативой фальшивой советской идеологии эпохи Брежнева — Андропова — Горбачёва.
Вымысел и реальность
Художественный вымысел стал транслироваться в реальность, не из фиктивных «моральных» принципов, а исключительно от страха. Страха повторения того, то представлено на экране.
Особенно резко приняли этот сериал в Казани, несмотря на то, что нынешний руководитель аппарата главы республики Асгат Ахметович Сафаров лично боролся с этими группировками и знает о них очень много. Гламурно-радостная и богатая Казань сейчас не хочет возвращаться к тому прошлому, которое оставила глубокую рану на истории города. Критика сериала из разряда «не было у нас такого», хотя было. Система бюрократически отнекивается от прошлого, а вирус огульного отрицания прямо противоположен тому, как классно и точно сделано это кино. Надеялись на предприимчивую жилку братьев-татар, которые после успеха сериала могли бы организовывать экскурсии по тем районам, которые показаны в фильмах. Кстати, Казань, с точки зрения «молодежных банд» конца 20 века — это дополнительный стимул для туристов.
«Кино говно, хоть я его и не смотрел»
Чтобы понять всю дерьмовость криминального мира, надо окунуться в него, упасть на дно, потом оттолкнуться, и подняться вверх. Фильм классный, очень чёткий детально, даже в мелких проявлениях так называемого «воровского этикета», но вместе с тем крайне жесткий трагедиями. Казанские кладбища ещё напоминают о них заброшенными могилками участников тех далеких событий, и было бы крайне неверно запрещать то, что и так все знают. Эпидемия запрета сериала докатилась даже до Украины и Казахстана. Там тоже решили, что кино «вредно» и может сподвигнуть молодежь на какие-то подвиги. Хотя хейт прибавит популярности этому несомненно достойному сериалу. Дети они такие — вы запрещаете, а значит делаете запретный плод еще более привлекательным. Запрет — это недоверие, а недоверие унижает и заставляет становится в оппозицию.
Запрещайте...но бесполезно...
«Запрещалкины» и «Создавалкины»
С истерией вокруг «слова пацана» интересно получается. За почти два года «новой линии» не создано никакой актуальной кинопродукции, но стоило появится сериалу, в которому узрели антисоциальную крамолу, как тут же сбежались «запрещалкины», чтобы запрещать. Запрещалкиных у нас пруд пруди — вон тот же «Оппенгеймер», поучительный для романтиков «сибирских ядерных испытаний», благополучно запрещен, но где «создавалкины-то» нашего «ответа»? Что заменит продукт, который запрещен.
Чего хотел Жора Крыжовников?
Режиссер сериала в большом интервью «Кинопоиску» так сформулировал свое видение проблематики сериала:
«То, что они (главные герои — СамолётЪ) находятся внутри группировки, уже запустило некое колесо воздаяния. Если ты наступил туда одной ножкой, то уже обязательно прилетит обратка. Ты навсегда лишишься покоя. Преступление не может быть безнаказанным. Не в уголовном смысле — мы снимали не детектив, — а в общечеловеческом. Если ты совершил зло, то оно вернется — приумноженное, кровавое, но твое собственное зло».
Крыжовников вспомнил, как его товарищ, который жил в те годы в Казани, о которых рассказывает сериал, объяснял, почему не может смотреть «Слово пацана». Он поделился историей из детства:
Как он, суворовец, идет по улице, и дорогу ему преграждают три человека с арматурой. Он понимает, что сейчас его убьют, и начинает придумывать историю о том, что он сирота и так далее. Ужас, в котором жила Казань, совершенно меня поразил. Самое поразительное в этой истории — то, как люди умудрялись в этом выживать...
Почему сериал «Слово пацана» скорее всего не запретят
Одна из кинокомпаний — производителей «Слова пацана» — «НМГ Студия», часть «Национальной Медиа Группы» (НМГ), аффилированной с ближайшим другом Владимира Путина, бизнесменом Юрием Ковальчуком.
Также НМГ (совместно с государственным «Ростелекомом») владеет онлайн-кинотеатром Wink, где выходит сериал.
Финансовую поддержку проекту оказал Институт развития интернета (ИРИ) — структура, распределяющая бюджетные деньги на «патриотический контент».
Наконец, в титрах «Слова пацана» указан НТВ — в эфире телеканала, входящего в холдинг «Газпром-медиа» (формально конкурирующий с НМГ), сериал должен выйти в 2024 году.
Подготовил Сергей Михайлов
СамолётЪ