«Куска хлеба нет, а шампанское есть». Гоголь ещё двести лет назад описал последствия «структурной трансформации экономики в ситуации нехватки капитала»
Правда премьер не стал ничего говорить о скачках курса доллара в ответ на рост спроса населения, который не способно удовлетворить внутреннее производство, настолько, что страна впервые в постсоветской истории может столкнуться с товарным дефицитом. Номинально растущие зарплаты съедает инфляция, население закредитовано, а Центробанк вводит драконовскую ключевую ставку, которая будет душить инвестиционную активность.
Неизбежные упрощение, а местами и деградацию в экономическом ландшафте страны, приспосабливающемся к санкциям и необходимости вести СВО, глава ЦБ Эльвира Набиуллина предсказывала ещё в прошлом году.
А великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь наглядно описал, как могут выглядеть последствия «структурной трансформации экономики в ситуации нехватки капитала». Он сделал это во том самом втором томе «Мёртвых душ», который школьники «не проходят». Зато там хорошо угадываются многие вещи из сегодняшнего дня: и технологии в обмен на ресурсы, и креативные индустрии, и потребительский кредит на импорт... Спасибо за напоминание телеграм-каналу «Страницы забытых книг»:
«... обошли они избы, потом проехали в коляске по лугам. Места были бы хороши, если бы не были вырублены... ... Опустившись вниз к лугам, где был один только ивняк и низкий топольник — высокие деревья были срублены,— они навестили плохую водяную мельницу, видели реку, по которой бы можно было сплавить, если б только было что сплавлять. Изредка кое-где паслась тощая скотина. .
«Заплата на заплате», — [думал Чичиков, увидевши, как] на одной избе вместо крыши лежали целиком ворота, провалившиеся окна подперты были жердями, стащенными с господского амбара. Как видно, в хозяйстве исполнялась система Тришкина кафтана: отрезались обшлага и фалды на заплату локтей.
— Вот оно как у меня, — сказал Хлобуев. — Теперь посмотрим дом, — [...].
Чичиков думал и там встретить лохмотье ..., но, к изумлению, в жилых покоях было прибрано. Вошедши в комнаты дома, они были поражены как бы смешеньем нищеты с блестящими безделушками позднейшей роскоши. Какой-то Шекспир сидел на чернильнице; на столе лежала щегольская ручка слоновой кости для почесыванья себе самому спины. [...].
— Где же вы после этого будете жить? — спросил Платонов Хлобуева. ?
— Да в город нужно переезжать: там есть у меня домишка. Это нужно сделать для детей: им нужны будут учителя.,<учителя>... музыке, танцеванью — ни за какие деньги в деревне нельзя достать.
«Куска хлеба нет, а детей учит танцеванью», — подумал Чичиков.
«Странно!» — подумал Платонов.
— Однако ж нужно нам чем-нибудь вспрыснуть сделку, — сказал Хлобуев. — Эй, Кирюшка! принеси, брат, бутылку шампанского.
«Куска хлеба нет, а шампанское есть», — подумал Чичиков.
Платонов не знал, что и думать.
Шампанским <Хлобуев> обзавелся по необходимости.
Он послал в город: что делать? в лавочке не дают квасу в долг без денег, а пить хочется.
А француз, который недавно приехал с винами из Петербурга, всем давал в долг.
Нечего делать, нужно было брать бутылку шампанского...«
Цитата: Николай Гоголь «Мертвые души» Том II. Глава IV (1851)
СамолётЪ