Естественное движение населения-3. Чем меньше его в России, тем богаче и счастливее жизнь россиян?
СамолётЪ с начала этого года отслеживает статистику Вологдастата о «естественном движении населения» в Вологодской области, общепризнанно «модельном» для России регионе, то есть таком, в котором общественно-экономические процессы примерно соответствуют общенациональным тенденциям.
Мы следили за демографической статистикой в начале года, смотрели итоги первого квартала и видели естественную убыль населения из-за снижения рождаемости, роста смертности, оттока людей за пределы региона.
Данные за полгода только подтверждают, что на лицо явная тенденция. Судите сами.
Население региона за полугодие уменьшилось почти на 3,5 тыс. человек. По сравнению с первым полугодием 2022 года население уменьшилось на 16,2%. Как видно из графика, умирает на Вологодчине в среднем в два раза больше народа, чем рождается.
Родилось, кстати на 6,1% меньше в сравнении с прошлогодним первым полугодием. Хуже всего с рождениями в сельской местности, где традиционно всегда были большие семьи — разница с городом уже стала катастрофической — в среднем на селе сейчас рожают в три с лишним раза меньше, чем в городе.
Вот, кстати, любопытный слайд — соотношение родившихся детей по очерёдности рождения:
Мы видим, что первенцы и рождённые вторыми составляют по 35% всех родившихся, третьи по очереди дети составляют уже только 21%. А дальше следует провал — больше трёх детей рожать практически никто не хочет.
Несмотря на то, что смертность в регионе снизилась за полгода более чем на 10% (к соответствующему периоду 2022 года), она всё равно почти двукратно перекрывает рождаемость — 7743 официально зарегистрированных покойников.
Не может не тревожить рост младенческой смертности — на 54,8%! Хотя в абсолютных цифрах это выглядит не так страшно «всего» 22 человека.
Положительный баланс наметился в миграционном движении населения. Правда, они мизерный — в «сухом остатке» область приобрела всего 138 новых жителей. Притом, что туда-сюда мигрируют тысячи. Но и этот прирост получен главным образом за счёт сельского населения — горожане дают Вологодчине одну только миграционную убыль. Соотношение же внутрирегиональной и межрегиональной миграции в города примерно одинаково. А вот на селе преобладает миграция внутри региона — селяне продолжают переезжать в города...
Похоже, что Вологодская область присоединяется к числу двух десятков исчерпавших свой демографический потенциал регионам, почти все они находятся в великорусском ядре. Почти все они в великорусском ядре. Эта картина вряд ли обрадует руководство региона, которое явно озабочено сокращением подвластного населения, особенно молодого, вместе с которым оно теряет налогоплательщиков, федеральные субсидии и в целом перспективу развития. Наверняка не радует такая демография и бизнес, который испытывает острый дефицит рабочих рук и вынужден существенно увеличивать затраты не только на привлечение, но и удержание персонала.
Но, если верить ежегодному Мониторингу ИС РАН, совсем иначе к происходящему относятся сами россияне, в сознании которых, похоже, произошло очень важное изменение:
Редкий случай в истории наблюдений (с 1994 года), когда число ответивших «Сейчас каждый, кто может и хочет работать, способен обеспечить свое материальное благополучие» превысило число тех, кто говорит «Сколько ни работай, материального благополучия себе не обеспечишь» — 51% против 38%. И эта самая высокая цифра «довольных». Ранее превышение было в 2014 году — 47% против 42% (разница +5% против +13% сегодня).
Очевидно, свою роль сыграл дефицит рабсилы.
«Меньше народа — больше кислорода» — большая смертность во время Ковида, большая эмиграция, мобилизация и найм на СВО создали ощущение радостного трудового подъёма (подкрепляемого ростом зарплат) среди россиян.
Получается, что чем меньше населения в России, тем богаче и счастливее жизнь россиян.
Неужели Маргарет Тэтчер была права?
Марина Мельникова
СамолётЪ