Механизм нуждается в «починке». ФосАгро предлагает правительству скорректировать проект новой экспортной пошлины на удобрения
Речь идёт о новой временной фиксированной пошлине на экспорт удобрений, которую правительство собирается ввести взамен прежней Она установлена с 30 ноября прошлого года в размере 23,5%, взимаемых с разницы между таможенной стоимостью удобрений и превышающей $450 за тонну.
Пошлина «не совпала» с ценами
Однако резкое падение цен на удобрения на мировом рынке привело к такому же резкому падению поступлений от пошлины: вместо ожидавшихся 119 млрд рублей в 2023 году бюджет получил за первые шесть месяцев нынешнего года лишь 6 млрд рублей.
И теперь правительство озаботилось ее корректировкой. В пояснительной записке к проекту постановления, подготовленному Минфином, опубликованной на портале правовых данных, говорится, что правительство намерено взимать пошлину в размере 8% со всех видов удобрений, независимо от ценовой конъюнктуры до конца 2024 года.
Однако производители удобрений считают, что это самым серьезным образом ударит по инвестиционному потенциалу отрасли. В частности, 9 августа с разъяснением своей позиции выступила компания «ФосАгро». Она призывает правительство при расчёте экспортной пошлины обязательно учитывать себестоимость и рентабельность продукции. Генеральный директор ФосАгро Михаил Рыбников полагает, что сейчас авторы постановления игнорируют тот факт, что эти параметры «сильно отличаются для разных видов минеральных удобрений с различной концентрацией питательных веществ».
Проще говоря, обсуждаемые сейчас параметры пошлины могут дискриминировать производителей сложных удобрений, для производства которых требуются большие инвестиции и более длинные цепочки создания стоимости.
Михаил Рыбников указывает, что на затратную часть производства сложных и комплексных удобрений существенно влияют транспортные тарифы на перевозку сырья из удаленных от мест переработки регионов, зависящие от изменчивости цен на мазут — фактически безальтернативного топлива в производстве апатитового концентрата в условиях Заполярья. Значительные затраты ФосАгро несёт на горно-капитальные и горно-подготовительные работы для поддержания подготовленных к добыче запасов апатит-нефелиновых руд. Кроме того, для ввода новых горизонтов необходимо непрерывное финансирование капитального строительства объектов подземной добычи руды.
«Строительство новых горнодобычных объектов занимает более 10 лет, в течение которых компания несет значительные материальные затраты с отложенным эффектом», — подчёркивает Рыбников.
В то же время у производителей азотных и калийных удобрений производственные цепочки намного короче. У «азотчиков» это переработка газа в аммиак и аммиака в удобрения. А у «калийщиков» производство хлористого калия представляет собой только добычу и обогащение калийной руды.
Несправедливое перераспределение налогового бремени, исчисляемого десятками миллиардов рублей, убеждены в ФосАгро, ляжет на производителей сложных удобрений и ударит по инвестиционному потенциалу сектора и его конкурентоспособности на глобальном рынке.
«Механизм не работает»
Между тем производители удобрений, включая и ФосАгро, и так уже несут немалое фискальное бремя. Оставаясь при этом надёжными налогоплательщиками, ежегодно увеличивающими платежи в бюджеты всех уровней. Например, ФосАгро в 2022 году в 1,5 раза увеличила консолидированные налоговые отчисления до отметки в более чем 59 млрд рублей. Всего же с 2013 года объем налоговых отчислений компании превысил 200 млрд рублей.
На долю ФосАгро пришлись две трети платежей в федеральный бюджет, собранных за первые 6 месяцев этого года в рамках пока действующего «старого» механизма пошлины в размере 23,5% от разницы между таможенной стоимостью экспортируемых удобрений и 450 долларами США.
Наконец, ФосАгро и другим производителям удобрений ещё предстоит платить налог на сверхприбыль на основании закона, который 4 июля подписал президент Владимир Путин. Сумма этого налога составит 10% от полученной сверхприбыли. При досрочной уплате в 2023 году ставка налога будет снижена в два раза. Свою долю при условии досрочной выплаты ФосАгро оценила в 7 млрд рублей.
Сергей Авдеев
СамолётЪ