Год больших ожиданий. Металлурги рассчитывают на существенный рост металлопотребления в России в 2024 году
Такие выводы следуют из обзора, опубликованного «Северсталью». В определённой степени этот документ можно считать своеобразным «дополнением», к операционным результатам компании по итогам последнего квартала 2022 и первого — 2023 года, о которых уже писал СамолётЪ. Обзор позволяет лучше понять, почему эти результаты оказались в общем такими скромными.
Как объясняют аналитики «Северстали», всё дело в рынке. В частности, в отечественном, на котором в последнем квартале произошло снижение спроса на металл на 3% в сравнении с началом 2022 года при том, что к уровню последнего квартала прошло года фиксируется «бодрый рост» — 6%.
Хуже всего потребляет металл машиностроение (спад 11% к аналогичному периоду прошлого года) — сказываются уход иностранных компаний с рынка РФ и сохраняющиеся проблемы обеспечения комплектующими. Основным потребителем остаётся тяжёлое машиностроение.
Почти так же всё плохо в ТЭКе (-9%), где наблюдается «временное снижение потребности» в трубах большого диаметра. Что не удивительно, учитывая потерю «Газпромом» из-за конфликта на Украине более 70% своего основного экспортного рынка в Европе. Хотя у компании есть планы по строительству газопроводов в Китай, контракты на поставку газа пока не подписаны. "Отсутствие определенности в дальнейшем развитии газотранспортной системы и снижение добычи углеводородов не позволяют дать однозначный прогноз по потреблению в этом сегменте«,— отмечается в обзоре металлургической компании.
Самым устойчивым относительно прошлого года оказался сегмент строительства, снизившись в потреблении стали и металлопроката всего на 1% из-за замедления темпов строительства жилья. Директор по маркетингу «Северстали» Дмитрий Максимов отмечает негативные тенденции в массовом жилом строительстве: доля непроданного жилья в объемах стройки достигла исторического максимума за последние несколько лет параллельно с сокращением объема выданных кредитов.
Потребление поддержали продолжающиеся инфраструктурные проекты. На «Северстали» отмечают также, что торговые и трубные предприятия активно пополняют складские запасы в ожидании роста сезонного спроса.
По мнению Максимова, основными драйверами металлопотребления в строительной отрасли остаются государственная поддержка реализации инфраструктурных проектов, стабильный интерес к складской недвижимости и спрос на индивидуальное жилое строительство, в т.ч. при поддержке специальных ипотечных банковских программ.
«Мы также ожидаем восстановления в сегменте машиностроения на фоне развития легкового автопрома, спроса на грузовое авто в связи с реализацией инфраструктурных проектов, а также растущей потребности в вагонах», — подчёркивает директор по маркетингу.
Выводы экспертов «Северстали» подтверждаются данными других структур. Так Росстат фиксирует снижение производства проката в январе—марте на 3,5% к первому кварталу 2022 года до 15,7 млн тонн.
Интерфакс приводит данные о том, что международные перевозки чёрных металлов упали в январе—апреле на 12,4%, до 10,3 млн тонн, в том числе через порты — на 20,9%, до 6,5 млн тонн.
Падение потребления в России по итогам года на 5%, до 39,6 млн тонн против 41,7 млн тонн в 2022 году прогнозирует и Всемирная ассоциация стали (World Steel Association).
Впрочем, в выводах аналитиков находится место и для осторожного оптимизма: в обзоре SberCIB «Стратегия 2023. Меньше неизвестных» содержится прогноз возможного роста потребления на фоне масштабных инфраструктурных и энергетических проектов уже в 2024 году.
Сергей Авдеев
СамолётЪ