Первое «эхо» мобилизации: падают частные доходы, спрос и рынок труда
Росстат опубликовал макроэкономический отчёт за сентябрь и третий квартал 2022 года, который позволяет наблюдать первые признаки влияния частичной мобилизации и связанной с ней миграции на доходы граждан и рынок труда.
Выясняется, что реальные доходы граждан (до налогов и процентных платежей) в третьем квартале в годовом выражении упали на 2,4% против падения на 1,9% во втором квартале 2022 года. Основные причины — сокращение фонда оплаты труда и выплат за наемный труд, доходов от собственности при заметном уменьшении соцтрансфертов.
Иными словами, предприятия не могли ни увольнять сотрудников, ни индексировать им зарплаты.
Немного поправило статистику по доходам предпринимательство — в основном, из-за восстановления услуг и общепита. Внезапно подросли так называемые «прочие доходы» — обычно за этим понятие скрываются «серые» зарплаты и общие доходы субъектов теневого сектора, который обычно начинает расти в кризисные времена.
В третьем квартале рост реальных располагаемых доходов (на 1%) второго квартала сменился падением — на 0,7%. А потому что в августе сжималась и номинальная зарплата, а сокращение реальной с учетом сезонности за месяц составило 0,4% после снижения на 0,5% за июль, оценили в ЦМАКП (в годовом выражении ее падение замедлилось до 1,2% с 3,2% соответственно).
Кстати, номинальные зарплаты больше всего росли в РЖД (на 26% и 22% год к году для пассажирских и грузовых перевозок), полиграфии (на 23%) и сельском хозяйстве (на 22%), отмечают авторы Telegram-канала «Твёрдые цифры». Для сравнения — номинальные зарплаты учителей, к примеру, выросли лишь на 2%.
Но больше всего просело потребление. Оборот розничной торговли в июле-августе упал к соответствующему периоду 2021 года на 9,8% против снижения на 8,8% в августе, прирост услуг снизился до 0,6% против 3,5%, общепита — увеличился до 3,3% против 1,3%. Разворот зафиксирован в товарах, потребление которых в сентябре по сравнению с августом сжалось с учетом сезонности на 0,9%.
Доля потребления меньше, чем в ковидных 2020–2021 годах — в третьем квартале она снизилась до 78,2% доходов. А вот норма сбережений (рассчитывается, как отношение прироста сбережений к располагаемому доходу) подскочила до исторического максимума для этого квартала в 7,6% (против обычной чуть менее 1%, в кризисные годы — около 5%).
"Население перешло к кризисной модели потребления, что приведет к слабости спроса в ближайшие кварталы, а возможно, и годы. Этот эффект усилен последствиями мобилизации/эмиграции«,— отмечают авторы Telegram-канала MMI. Описанные тенденции в ближайшее время будут только усиливаться, в том числе из-за начавшегося роста безработицы, которая по методологии МОТ в сентябре составила 3,9% против 3,8% в августе. Только за сентябрь численность занятых в экономике уменьшилась на 600 тыс. человек, а предложение вакансий уменьшилось на 18,3%, по данным сайта «Работа.ру», и на 11%, по данным HeadHunter.
Минэкономики старается сохранять оптимизм: аналитики ведомства прогнозируют, что по итогам 2022 года динамика ВВП составит минус 2,9%. Их коллеги из Райффайзенбанка допускают, что в четвёртом квартале рецессия может углубиться до 4% квартал к кварталу с учетом сезонности, что соответствует сжатию экономики на 3,5% по итогам года.
Показательно, что на фоне мобилизации снижаются не только доходы россиян — существенно обесценивается сама их жизнь. Причём, речь даже не о боевых действиях. Погибшего на фронте солдата власти как раз оценивают в несколько миллионов. Но вот заживо сгоревшие в костромском «Полигоне» люди стоят всего 100 тыс. «деревянных» (). Такую компенсацию семьям определил глава Костромской области Сергей Ситников. Деньги планируют выделить из резервного фонда администрации региона.
Притом, что реальный владелец кафе депутат костромской облдумы от «Единой России» Ихтияр Мирзоев, который поначалу пообещал оказать помощь семьям пострадавших, теперь делает вид, что вообще ни при чём...
Сергей Авдеев
СамолётЪ