Ком первого этапа. Начало «альтернативного» Гран-при России выдалось странным
Новые соревнования, затеянные отечественной федерацией для российских топовых фигуристов, лишённых международных стартов, для того, чтобы отсрочить их уход из спорта вообще (что было бы равносильно признанию поражения и действенности санкций), пока, мягко говоря, не оправдывают своих ожиданий.
Атака «ноунеймов»
Да, с одной стороны, массового ухода всех лидеров благодаря перспективе хороших заработков пока избежать удалось (хотя многозначительную паузу всё-таки сделали «топы» в танцах, а также олимпийская чемпионка Анна Щербакова).
Но видимых минусов пока всё-таки больше. Во-первых, не оправдались надежды на повышенный интерес к турниру публики. Московской, во всяком случае. Обычно забитый до отказа на состязаниях фигуристов московский Ледовый дворец «Мегаспорт» в этот раз оказался полупустым. Организаторам пришлось снижать цены на билеты, а потом и пересаживать зрителей, купивших места на верхние секторы.
Естественно, речь идёт не о «фанах» конкретных звёзд (например, Камилы Валиевой), готовых идти куда угодно, лишь бы посмотреть, как их кумир просто стоит на льду. Массовый любитель спорта на первый этап не очень повёлся. И виной тому, пожалуй, скорбное отсутствие спортивной интриги как таковой. Её может не быть в шоу (хотя и там она не бывает лишней), но в спорте она должна быть обязательно. Но в этот раз интрига подиспарилась сразу на всех уровнях: изначально известно, что наши участники не будут спорить между собой за право участия в международных турнирах; да и в отсутствие ряда звёзд престижность оспаривания внутрироссийского первенства несколько поблекла.
«Неожиданно» выяснилось, что «глубина» «звёздного» состава в российской фигурке оказалась несколько преувеличенной. И практически во всех видах не заметно особого напора «молодых и рьяных», а главное — в достаточной степени технически оснащённых мастеров и мастериц.
Вот и зрители явно были шокированы появлением в афише наиболее зрелищного женского турнира такого обилия «ноунеймов».
Ария «щелкунчика»
Дальше — больше. Подвели организаторов и сами лидеры спорта. Денежной мотивации (в 500, 300 и 200 тыс. рублей за первое, второе и третье место, соответственно), вероятно, хватило для того, чтобы привлечь их к участию, но не для того, чтобы разжечь амбиции или хотя бы стимулировать набор оптимальной формы.
В результате мы стали свидетелями форменного «стыда» в исполнении серебряных призёров последней Олимпиады Евгении Тарасовой с Владимиром Морозовым, уступивших в соревновании пар вчерашним юниорам.
По поводу катания уже в короткой программе бессменного лидера мужской одиночки Михаила Коляды авторитетнейшая Елена Войцеховская позволила себе высказаться совсем нелицеприятно:
«Щелкунчик», которого второй сезон катает Михаил Коляда — удивительная программа. Возможно, её сакральный смысл заключается в том, чтобы все мы наконец осознали: когда на тебе мундир и парадные эполеты, ты не можешь делать «бабочки» или прыгать тройной тулуп вместо четверного. Просто не должен себе такого позволять. Если позволяешь, значит, место тебе не на серьёзных соревнованиях, а под ёлкой. Точнее — «на ёлках». На многочисленных новогодних шоу, которых хватает что в Москве, что в Питере. Там будет уместен и облегчённый контент, и театрализованная оболочка.
Ну а «+3», которые выставил Коляде один из судей за тот самый каскад с тройным тулупом вместо четверного и скомканным приземлением после второго прыжка, пусть на совести арбитра и останется...«
Войцеховская как в воду глядела: в произвольном прокате Коляда «прощёлкал», кажется, всё, что мог, включая даже третье призовое место. Это было не представление программы, а воистину «танго в сумасшедшем доме» с тремя падениями. Впрочем, занявший первое место чемпион Европы Дмитрий Алиев, тоже не обошёлся без помарок в своей довольно средней по контенту композиции.
А судьи кто?
Апофеозом стала фактическая «дуэль» «молодости» и «зрелости», если такие определения применимы ко вчерашней юниорке, 15-летней Софье Акатьевой и позавчерашней — 16-летней Камиле Валиевой. Правда, год разницы в возрасте явил разительную разницу в облике выехавших на лёд соперниц: «тростинка» Акатьева против заметно оформившихся «статей» погрузневшей Валиевой.
Форма не замедлила сказаться на содержании. Софья выдала практически идеальный прокат с двумя чистыми квадами и трикселем в произвольной программе. И проиграла произвольный прокат и весь этап Камиле, которая упала с единственного четверного прыжка.
Могли ли судьи в этот вечер принять другое решение под напором фанатской клаки Валиевой и артистизма, с которым Камила представляет нам полюбившуюся, кажется ей версию собственных олимпийских допинговых мытарств? Пожалуй, вопрос риторический. А посему нас, видимо, ещё ждёт не один печальный на него ответ.
Печальный, потому что не идёт на пользу отечественному фигурному катанию и его уроню. После воскресных прокатов можно предположить, что соображения политической целесообразности добрались и до спортивных реалий. Но даже оценки, выставляемые судьями в угоду этим соображениям, как свидетельствуют коллеги, оказываются в среднем ниже, чем у зарубежных соперников наших спортсменов, выступающих сейчас на мировом «Гран-при» под эгидой ISU.
Глупо спорить с тем, что мир скорее потерял таких ярких исполнителей, как Анна Щербакова, Камила Валиева, Елизавета Туктамышева, Александра Трусова, а вместе с ними — и зрелищность. Но уже сейчас средний уровень оценок в Америке сейчас вполне сопоставим с российскими стартами. Это тоже надо признать. А за выравниванием среднего уровня неизбежно начнётся и подъём к вершинам. У кого он пойдёт быстрее — мы пока не знаем.
Но снижение конкуренции, поощряемое судьями — плохой знак. Отчасти свидетельствующий, что наше спортивное сообщество начинает жить в некой собственной реальности, с особой системой координат. Где победительница этапа может позволить себе заявить, что она «не цветочек, чтобы всем нравиться».
И где авторитетнейший эксперт Татьяна Тарасова заявляет: «В таких трудных обстоятельствах она [Камила Валиева — СамолётЪ] Валиева, конечно, не в стопроцентной готовности. Но стопроцентная готовность пока и не должна быть, потому что отбор ещё нескоро».
Помилуйте, какой отбор, куда, о чём вы?
Есть подозрение, что на волне безусловных и идущих по нарастающей успехов нашего женского катания — от Сочи до Пекина — мы умудрились впасть в эйфорию, убеждённые, что «конвейер Тутберидзе» будет работать вечно, а то, что происходит с нашей фигуркой сейчас — всего лишь досадная, но случайная девиация.
А что если международная пауза затянется? Не будет со временем спортивный мир вспоминать, как о «девиации» об уходящем «золотом восьмилетии» России?..
Сергей Бесков
СамолётЪ