Смятение чувств. Российский спорт на rendez-vous
В субботу сборная России провела первый после почти годичного перерыва товарищеский матч, не без труда обыграв команду Киргизии на её поле со счётом 1:2. Одновременно в столице стартовали предсезонные прокаты сильнейших отечественных фигуристов.
«Нефутбольные» мысли
Затянувшийся соревновательный перерыв главная команда страны прервала невнятной победой над сборной Киргизии, занимающей 95-е место в актуальном рейтинге ФИФА. Впрочем, и к 35-му месту России в том же рейтинге можно относиться с известной долей скепсиса — это скорее эхо былых заслуг и сражений, чем объективная оценка команды, которая с треском провалилась на последнем Евро, и почти год не играла не то, что с сильными — ни с какими соперниками вообще. Попутно получив двойной «бан» в виде отстранения от ЧМ и ЧЕ из-за СВО на Украине.
Всё это нашло своё отражение на футбольном поле в Бишкеке, своим состоянием напомнившем нечто до боли знакомое из времён позднего Советского Союза: жухлая, с проплешинами трава и на ней «двадцать два бугая» не очень понимающих, для чего они здесь оказались...
Первыми, кстати, пришли в себя киргизы — они превзошли россиян по большинству статистических показателей. Были у них и удары по воротам, и угловые на радость эмоциональной бишкекской публике. Главное — соперник россиян знал, чего хотел в этой игре. И это — большой комплимент белорусскому тренеру команды Александру Крестинину, сумевшему сыгранностью и тактикой нивелировать сравнительно невысокий уровень мастерства своих игроков. Не случайно киргизы первыми открыли счёт. И довольно долго не давали возможности россиянам его сравнять.
И сделал это в конце первого тайма именно тот игрок нашей команды, который в большей степени выглядел самим собой — Александр Соболев, сравнявший счёт по пенальти.
Победный же гол Даниила Уткина, пробившего с игры в «девятку» с неродной правой, получился красивым, но довольно случайным.
Отчего так? Представляется, что главной причиной «разобранности» россиян, суеты и бессмысленности в их действиях стали не отсутствие игровой практики, и не обновлённый состав, в котором появились сразу девять новичков. А те самые «нефутбольные» мысли, повод для которых дают события последнего времени в России и вокруг неё. И события эти имеют к футболу отдалённое отношение, хотя влияют на него непосредственно.
Чего стоят одни только расспросы футболистов о годности к военной службе, наличии военного билета и т. д., которые, по словам медиадиректора РФС Егора Крецана, имели место при пересечении границы.
«Тяжелое время, очень тяжелое. Мысли были нефутбольные в голове. Говорю за себя и за некоторых ребят...», — признался во время послематчевого интервью Дмитрий Баринов.
И упрекать футболистов за это трудно. Хотя, вроде бы, они профессионалы и должны уметь настраиваться на игру, как на работу. Но пока это в большей степени получается в играх первенства и кубка страны. А вот выход за пределы этого отлаженного и герметичного механизма уже чреват эксцессами...
Бередящая рана Валиевой
Не лучшим образом выглядела в эти выходные и расширенная сборная России по фигурному катанию во время представленных Первым каналом контрольных прокатов. До которых, впрочем, доехали не все звёзды (мероприятие пропустили лучшие танцевальные пары, у женщин не участвовали Анна Щербакова и Алёна Косторная, Александра Трусова снялась после короткой программы).
А те, что доехали были явно не в лучшей форме. Этим объясняется, к примеру, всего один чисто исполненный квад на всех участниц одиночного женского проката. Отходящим от травм, или всё ещё вкатывающимся в сезон девушкам пока не до элементов ультра-си.
А вот эмоции, особенно у некоторых, явно хлещут через край. Это в полной мере относится к подросшей и повзрослевшей Камиле Валиевой, чья произвольная программа, поставленная «по мотивам» её собственной олимпийской драмы, безусловно, стала кульминацией всех контрольных прокатов.
Своим вдохновенным катанием в воскресенье, от которого у самой девушки навернулись слёзы, Камила сумела разбередить души всех: и российских зрителей, и иностранных. З за несколько минут на льду фигуристка заставила нас, очевидцев её мытарств на последней Олимпиаде, вспомнить всё, что случилось с ней на Олимпийских играх 2022 года, вплоть до того момента, когда она пробегает мимо журналистов, прикрываясь капюшоном...
Наверное, ей была нужна эта сублимация — превращение собственного полудетского горя в творческую энергию. Тренеры это почувствовали и поддержали Камилу. Получилось впечатляюще.
Хотя, надо сказать, не все участники интернет-сообщества, согласились с тем, что «травма ребёнка должна быть включена в программу фигурного катания, которая заставляет её переживать это снова и снова. Это эксплуатация, и это неправильно».
Признаемся, что доля спекуляции в этом может быть. Особенно, когда эта «доля» раздувается, как муха в слона, отечественными «спецпропагандистами» в «наш ответ вражескому Западу».
Те, кто испытывает искренние любовь к «девочке на шаре» и восхищение её огромным талантом, конечно, ещё не раз по достоинству оценят произвольную программу Камилы. Но, пожалуй, и их рано или поздно настигнет «смятение чувств» от мысли о том, что катаясь под эту программу, юная фигуристка должна будет целый сезон грустить о своем травмирующем опыте.
А как насчет её психического здоровья?
Сергей Бесков
СамолётЪ