Рост уходит за Байкал. На фоне санкций большинство субъектов РФ столкнутся со снижением экономик
Минэкономразвития прогнозирует, что по итогам 2022 года положительная экономическая динамика будет зафиксирована лишь в каждом пятом регионе России. А большинство субъектов около 75% — столкнутся со снижением своих экономик.
Наиболее пострадавшие регионы можно разделить на четыре большие группы.
Первая — это металлургические регионы из европейской части страны — Липецкая, Вологодская, Курская и Челябинская области, для которых, как отмечает директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов, на падение из-за санкций влияние будет оказывать эффект высокой базы предыдущего периода — так как 2021 год и первый квартал 2022 года были для них сверхуспешными вследствие конъюнктурных факторов.
В такой ситуации местные бюджеты рассчитывают на накопленные благодаря прошлогодней конъюнктуре финансовые запасы и помощь со стороны федерального центра. Так, например, после состоявшегося на прошлой неделе заседания комиссии Государственного Совета Российской Федерации заместитель губернатора Вологодской области, начальник департамента финансов Татьяна Голыгина заявила, что в Вологодской области собственные доходы консолидированного бюджета по итогам 8 месяцев 2022 года увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2021 года на 7%.
«По нашим оценкам, бюджетный план этого года будет исполнен. Работа над проектом федерального бюджета на 2023-2025 годы завершается, и до конца года мы увидим полное распределение федеральной помощи бюджетам субъектов. Поэтому так важно заранее сформировать согласованную позицию, чтобы обеспечить устойчивость и сбалансированность бюджета области», — приводит слова Голыгиной пресс-служба правительства области.
Спад, скорее всего, и по понятным причинам будет зафиксирован и в приграничных с Украиной субъектах второй группы — Белгородской и Курской, а также в Воронежской, Брянской и Ростовской областях, говорит эксперт, добавляя, что несколько сдемпфировать его может большой урожай.
Сжатие экономики произойдет в регионах третьей группы — тех, откуда массово ушли западные производства — например, в сфере автомобилестроения от этого сильнее всего пострадали Калининградская, Калужская области, часть субъектов Поволжья и Урала, говорит Климанов. Кстати, он считает, что в зоне риска находятся и северокавказские регионы — на фоне активной мобилизации мужского населения.
Наконец, в среднесрочной перспективе можно также ожидать сокращения ВРП в регионах четвёртой группы — с высокой долей добычи нефти и газа в экономике, ориентированных на европейские рынки. К таким субъектам относятся такие прежде весьма благополучные субъекты федерации, как Ненецкий автономный округ (доля нефтегаза в экономике — 77%), Ямало-Ненецкий автономный округ (67% в 2020 году), Ханты-Мансийский автономный округ (62%), Магаданская область (56%), Сахалин (56%) и Якутия (49%). Минэкономразвития прогнозирует спад добычи нефти и газа в стране на 4,5% в 2023 году после снижения на 2,8% в текущем году.
Что же касается «выгодоприобретателей» новой экономической реальности, то в Минэкономразвития убеждены: в 2022 году среди регионов с положительной динамикой ВРП будут преобладать регионы Дальневосточного и Сибирского федеральных округов, отмечает заместитель директора группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Максим Першин. «Наши ожидания обусловлены ориентацией этих регионов на азиатские рынки, где спрос на российскую продукцию не ограничивается [санкциями], а также реализацией крупных проектов по освоению новых месторождений, которые с высокой вероятностью будут продолжены (как, например, Чаяндинское нефтегазовое месторождение в Якутии или Ковыктинское месторождение газа в Иркутской области)», — поясняет эксперт.
Лучший результат покажет Иркутская область (+10,2% за период), позитивная динамика в ней будет достигнута за счет роста промпроизводства в добывающем и обрабатывающем секторах. Кроме того, среди лидеров роста ожидаются Забайкальский край (+8,5%), Чукотский автономный округ (+7,3%), а также Севастополь (+6,1%) и Хабаровский край (+5,8%).
Владимир Климанов полагает, что нынешний спад нельзя сравнивать с тем, который был во время пандемии коронавируса.
«Он будет тяжелее, масштабнее и длительнее, с непредсказуемыми последствиями для экономик субъектов и России в целом», — подчеркивает эксперт.
Сергей Авдеев
СамолётЪ