«Дайте денег!» Российский бизнес готов строить «новую экономику» на деньги государства
В конце июня моё внимание привлёк опубликованный в «Ведомостях» текст генерального директора АО «Аркминерал-ресурс» Андрея Тренина, написанный так, что воспринимается как меморандум не конкретного «Аркминерала», но, похоже, значительной части малого и среднего бизнеса России.
Долгое время после февральского изменения геополитической (а за ней и экономической) ситуации вокруг нашей страны и в ней самой МСП занимал позицию, которую тактично обозначил знакомый редактор одного провластного экономического дайджеста: «заниматься своим делом и не оглядываться по сторонам». Но, видимо, не оглядываться уже не получается, потому что заниматься своим делом в ситуации, перевёрнутой с ног наголову, становится невмоготу.
Во всяком случае такое ощущение оставляет колонка г-на Тренина, начинающаяся с упрёка: «Государство могло бы стать наиболее доступным источником инвестиционных денег, однако в силу определенных причин пока не торопится выступать главным инвестором».
Дальше следует важный тезис, противопоставляющий МСП и крупный российский бизнес, который, напоминает автор, «почти 20 лет назад» был поставлен на место государством, которое отняло у него право претендовать «на определение внутренней политики страны».
Далее этот «толстый» намёк на «дело ЮКОСА» автор колонки умело связывает с 24-м февраля этого года: прежние репрессии в отношении слишком активных бизнесменов сегодня «помогло сохранить политическое единство общества, консолидировать властную и большую часть деловой и интеллектуальной элит».
«Только опираясь на это единство, Россия будет в состоянии отразить колоссальный внешний вызов, с которым она сейчас столкнулась, и проложить новый путь развития страны», — торжественно провозглашает Андрей Тренин и переходит к практическим вопросам прокладки «нового пути».
Поскольку бизнес России стал уже совершенно «травоядны» и «отечественно ориентированным» (надо запомнить этот новый термин), а в России «скапливаются значительные средства — прежде всего от поставок на мировой рынок минеральных ресурсов», то государству неплохо бы приоткрыть бюджетную кубышку. Во всяком случае для таких правильных представителей бизнеса, как автор меморандума. Всё лучше, отмечает он, чем если «отдельные представители власти будут держать крупный частный бизнес под контролем и извлекать из этого личную выгоду».
А поскольку «общественный договор ответственного патриотического бизнеса и государства по факту уже сложился», и «России необходимо резко наращивать инвестиции», то «дайте денег» — этот непроизнесённый прямо призыв, буквально кричит из каждого абзаца статьи, которая завершается описанием идиллической картины:
«Объединив интеллектуальные ресурсы, государство и бизнес смогут в содружестве решить все стоящие сегодня перед страной задачи, и в итоге страна выйдет победителем в гибридной геоэкономической войне, построив собственную современную и суверенную экономику».
Автора столь духоподъёмного и, естественно, верноподданического документа можно понять. У крупного и сырьевого бизнеса, несмотря на публичные жалобы, как раз всё неплохо: доходы почти не снизились, всякие зарубежные аресты счетов и яхт, конечно, неприятное дело, но уже найдены пути обхода, уже швейцарские и сингапурские юристы научились гонять коррупционные госконтрактные деньги куда изволите.
А вот что делать МСП, зажатому между рынком и господдержкой, если на потребительском рынке народ замер со своими тратами (в лучшем случае втихаря скупает валюту, которая, как утверждают госчиновники, ему не нужна), а господдержка не торопится раскошеливаться, максимум — советует «занять, но инвестировать».
И упомянутый Тренин не одинок — примерно тоже и почти теми же словами на днях говорил в прямом эфире «Объясняем.рф» «бизнес-лидер» Вологодской области, председатель регионального отделения «ОПОРА РОССИИ» Алексей Логанцов. В сухом остатке его многословное выступление сводится к заголовку: «Большая часть вологодских предпринимателей заявила о том, что нуждается в поддержке». Причём не какой-то абстрактной, а сугубо «финансовой».
Всё это следствие той экономической модели, которая существует в России. Модели, основой которой приоритет отдан развитию госсектора и крупного бизнеса, аффилированного с властью, финансовые потоки которых проще контролировать. Кроме того, необходимым элементом такой политико-экономической модели является всепроникающая система отмывания и вывода капиталов за рубеж, налоговой оптимизации.
Честному бизнесу жить в такой системе непросто (об этом, кстати, прекрасно осведомлены простые россияне, поэтому лишь 5,2% населения хотело бы начать своё дело). Волей-неволей приходится идти на компромиссы: аффилироваться с местной властью, чтобы безболезненно использовать серые схемы, либо, если так не получается, использовать те же схемы, но на свой страх и риск, потому что просто не выжить. Ну, и, конечно же, не «оглядываться по сторонам».
В нормальных условиях рыночной экономики занятие бизнесом позволяет людям реализовать стремление к независимости, свои способности и мечты. Благодаря чему формируется общественный слой ответственных и активных граждан.
В отечественных реалиях и до «спецоперации» эти тезисы выглядели сомнительно. Занятие бизнесом в России в последнее время в значительной степени было уделом либо аутсайдеров, либо «аффилированных» дельцов, либо безнадёжных романтиков...
Упомянутая статья — обозначение того, на что готов пойти бизнес ради выживания. Но никто не может гарантировать, что даже за такой сугубый патриотизм государство даст ему денег.
Ещё на апрельской, этого года международной научной конференции Высшей школы экономики участники от правительства страны с подозрением воспринимали либеральный запрос бизнеса на минимальное вмешательство государства в хозяйственную деятельность, сочетающийся с гипертрофированностью запроса того же бизнеса на господдержку.
В результате мы видим довольно хаотичную цепочку правительственных решений, не способствующую структурной перестройке реального сектора и росту экономики. Отвечая на финансовый запрос предпринимательства, государство советует бизнесу примерно так, как герой Никиты Михалкова из комедии Эльдара Рязанова: «Сама, сама, сама...»
Юрий Антушевич
СамолётЪ