Датчик. 80 с лишним лет как жизни нет. Тайна Рыбинского моря
26 апреля 1941 года ТАСС сообщило об успешном заполнении водой нового водохранилища: «Тысячи людей следят за режимом нового „Рыбинского моря“ Оно наполняется с каждым днем все быстрее и быстрее. На нем дрейфуют поля волжского льда. В некоторых местах ширина моря сегодня превысила 30 километров. Надо сказать, что до сих пор наполнение идет почти исключительно с юга, за счет Верхней Волги. Северные реки еще не проявили себя. У города Череповца паводок не начинался... С началом полного паводка море достигнет намеченного уровня и навсегда скроет под водой город Мологу и древние курганы»...
На деле картина получилась еще масштабнее. При заполнении водой в 1941–1947 годах под водой исчезли 2 города, около 700 сёл и деревень с 26 тысячами дворов, 40 приходских храмов, 3 монастыря, десятки бывших дворянских усадеб, неизученные памятники археологии, леса, лучшие в России заливные луга, поля. Были подвергнуты переселению 150 тысяч человек.
Град Молога
Город впервые был упомянут в летописях 1149 года. Но возник он, вероятно, намного раньше — как торговый центр в узле речных путей, по которым шла славянская колонизация края. Это могло произойти на рубеже X–XI веков при ростовском князе Ярославе Мудром.
В XIV–XV веках Молога стала центром княжества. Позднее, с 1505 по 1777 год, она входила в состав Углического княжества, а затем уезда. В XVII–XVIII веках город существовал как торговый посад. Здесь была крупнейшая ярмарка, куда съезжались русские, восточные и европейские купцы. В 1777 году, во время губернской реформы Екатерины II, Мологе был возвращен статус города и центра одноименного уезда.
Молога XVII–XVIII веков состояла из трёх посадов: Верхнего, Среднего и Нижнего, протянувшихся по берегам Волги и реки Мологи. В период существования города в качестве столицы княжества в нём был кремль, расположенный в Нижнем посаде, близ слияния рек. Но место это по весне регулярно размывалось водой, кремль постепенно разрушался и со временем пришел в упадок. Город имел планировку, характерную для поволжских промысловых посадов и слобод, жизнь населения в основном была связана с рекой. К концу XIX столетия он протянулся вдоль берегов Волги и Мологи на 4,5 километра параллельными четырьмя улицами. Они пересекались двумя десятками коротких переулков, образуя сеть кварталов, дальние из которых отстояли от берегов всего на 500-800 метров. На берегах стояли пять храмов — Вознесения «в Заручье», Старый Воскресенский собор, Богоявленский собор, Крестовоздвиженская «старокладбищенская» церковь, Всехсвятская кладбищенская церковь. В полукилометре от северной окраины Мологи на берегу реки располагался возникший в XIV веке Афанасьевский женский монастырь с обширными хозяйственными постройками и еще четырьмя храмами — «зимним» Троицким собором, "летним«собором Сошествия Святого Духа, церковью Успения Богоматери и деревянным кладбищенским храмом Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Накануне затопления в городе насчитывалось более 900 домов, из них около сотни каменных. На торговой площади и примыкавших к ней главных улицах располагались около 200 лавок и магазинов, а также общественные здания и учебные заведения. Население составляло 7 тысяч человек. Здесь любили отдыхать, приезжали на лето семьи Мусиных-Пушкиных, Куракиных, Волконских...
В Мологе начиналась знаменитая Тихвинская водная система — один из путей с Волги на Северо-Запад, к Балтике. Летом население города увеличивалось в несколько раз за счёт грузчиков, матросов, водоливов. В иные времена в городе существовало до 70 кабаков.
Самое синее в мииире... Рыыыбное море моёёё
Рыбинское водохранилище планировали как самое большое по площади искусственное озеро в мире. Оно образовано водоподпорными сооружениями Рыбинского гидроузла, расположенного в северной части Рыбинска. Строительство Рыбинского гидроузла началось в 1935 году у деревушки Переборы в месте впадения Шексны в Волгу. Осенью 1940 года русло Волги перекрыли, а весной 1941 года началось наполнение чаши водохранилища.
В те дни, 29 апреля, одна из районных газет «Знаменка» писала: «Началось заполнение „Рыбинского моря“. Воды Волги, Шексны и Мологи, запертые Волжской и Шекснинской железобетонными плотинами, будут подняты на 13–14 метров и покроют территорию в 4.750 квадратных километров. „Рыбинское море“ в 22 раза больше „Московского“, в два с лишним раза больше озера Ильмень ив 8 раз больше известного в Европе Женевского озера. Величайшее водохранилище навсегда уничтожает тысячи квадратных километров болот Молого — Шекснинского междуречья, вызывает к жизни новые отрасли хозяйства, обеспечивает для наведения дополнительные доходы и удобства. 26 апреля из Ярославля сообщили, что вода затапливает территорию бывшего города Мологи, приближается к древним курганам у реки Сити, стоящим на месте, где происходила жестокая битва русских с войском татарского хана Батыя в 1238 году».
Затопление продолжалось до 1947 года.
Берега Рыбинского водохранилища преимущественно низкие, по его побережью тянутся сырые луга, леса, болота. Лишь местами по долинам затопленных рек можно встретить обрывы, поросшие соснами.
Судовой фарватер проложен вдали от берегов. Высота волн достигает двух метров. Средняя глубина — 5,5 м, максимальная — 25–30 м. С появлением Рыбинского водохранилища климат в прилежащих к нему районах изменился. Лето стало более влажным и прохладным, перестали вызревать пшеница и лен. Зимой водохранилище замерзает. Лед лежит с середины ноября до начала мая. Средняя его толщина достигает 60-70 сантиметров. Площадь — 4,5 тысяч кв. км. Навигация длится в среднем 190 дней.
Прости и прощай!
Первоначальный проект создания Рыбинского водохранилища предполагал затопление примерно 2500 квадратных километров (территория государства Люксембург), в основном вдоль рек Шексны и Мологи, подпорный уровень водохранилища должен был составлять 98 м. Основная часть города Мологи располагалась на отметках 98–101 м над уровнем моря и не подлежала затоплению. Но, как говорится, аппетит приходит во время еды — 1 января 1937 года цифра 98 м была изменена на 102 м. Это увеличивало количество затапливаемых земель почти вдвое. Именно эти 4 метра погубили Мологу.
В рыбинском музее хранятся документы, рассказывающие о тех трагических временах.
«Рапорт. В дополнение к ранее поданного мной рапорта докладываю, что граждан, добровольно пожелавших уйти из жизни со своим скарбом при наполнении водохранилища, составляет 294 человека. Эти люди абсолютно все ранее страдали нервным расстройством здоровья, таким образом общее число погибших граждан при затоплении города Мологи и селений одноименного района осталось прежним — 294 человека. Среди них были те, кто накрепко приковывал себя замками, предварительно обмотав себя к глухим предметам. К некоторым из них были применены методы силового воздействия, согласно инструкции НКВД СССР»...
Молога окончательно исчезла в 1947 году. Сейчас здесь нет ни города, ни монастыря. Лишь изредка после засушливого лета появляются из-под воды фундаменты строений, чтобы напомнить о себе. Ржавое железо строительных связей, развалы неестественного сиреневого цвета промытого кирпича, полузамытые песком булыжные мостовые, тротуары и уходящие в воду валунные фундаменты, отмечающие своими рядами направление бывших улиц — Ярославской, Петербургской, Череповецкой... Угнетающий, жуткий на вид «нулевой цикл», план целого города в натуральную величину. И среди этого хаоса узнаваемы устоявший от напора льдов и волн, сложенный из огромных гранитных призм, соединенных свинцом и железом, цоколь Богоявленского собора и пока не замытые песком «отпечатки» Воскресенского, Вознесенского и Всехсвятского храмов с поваленными памятниками кладбищ, контурами-основаниями оград. А вокруг так же безжизненно и пустынно: в одну сторону, к северу и востоку, серая ширь воды; в другую — к югу и западу, километры песков ненадолго обнажившегося дна водохранилища. И среди этой песчаной пустыни плывут, как степные миражи, фантастически неправдоподобные, увенчанные сосновыми гривами временно обсохшие острова. Когда-то здесь кипела жизнь. Теперь территории с более чем семисотлетней историей находятся на дне Рыбинского водохранилища...
Евгения Васильева
СамолётЪ