Гнездо глухаря

 

 

 

Очередная, 64-я годовщина Дарвинского биосферного заповедника совпала с переходом на другую работу его бессменного на протяжении последних десяти лет директора Андрея Кузнецова, сообщает информационное агентство ИМА-Череповец.

 Да́рвинский государственный природный биосферный заповедник - особо охраняемая природная территория в России. Расположен на территориях Череповецкого района Вологодской области и Брейтовского района Ярославской области.
Был организован 18 июля 1945 года специально для изучения изменений в дикой природе после постройки Рыбинской ГЭС и образования Рыбинского водохранилища в 1941 году. Заповедные земли расположены на большом полуострове, на северо-западном берегу Рыбинского водохранилища. Площадь заповедника более 112 тысяч гектаров, из которых 67 тысяч приходится на долю суши, а остальное - на прибрежные воды.
 С 2002 года заповедник включен в международную сеть биосферных резерватов.
 

Получение заповедником сертификата международного резервата ЮНЕСКО Андрей Вячеславович считает одним из главных своих достижений на посту директора. Для этого ему несколько лет пришлось заниматься непростым и хлопотным делом создания вокруг заповедника охранной, буферной зоны – некоего «перехода» от использования территории в хозяйственных целях к полному заповеданию.
 

«Отбиваться» от наступления «людей с деньгами» заповеднику было очень тяжело. Отчасти и потому, что в свое время в оформлении земельных документов были допущены ошибки: поскольку Дарвинский заповедник расположен на территории сразу двух областей, то очень сложно было синхронизировать процесс кадастрового учета земель. Сам Кузнецов вспоминает, как, пользуясь лазейками в законодательстве, особо ушлые предприниматели пытались отхватить лакомые куски от земельных и водных территорий заповедника. Наибольшую известность получила многолетняя тяжба по ярославской стороне заповедника – двум населенным пунктам Михальково и Захарино. 
 Не думаем, что преемнику уходящего директора будет проще сдерживать наступление «цивилизации» на заповедное место России. Он, однако, уже сможет опереться и на новый статус заповедника, и на новую концепцию охраны, созданную предшественником: в отличие от традиционного «кордонного» метода, она теперь осуществляется мобильными группами. Этому способствовала проведенная в последние годы техническая модернизация: обновлен малый флот, приобретены новые современные моторы, автомобили и снегоходы. Много сделано и для развития инфраструктуры заповедника: ремонта кордонов и служебного жилья, благоустройства центральной усадьбы, реконструкции Музея природы заповедника. У заповедника появился свой офис в Череповце.
 

Параллельно с обеспечением свободной жизни заповедной природы: воспроизводства рыбного поголовья, уникальных популяций птиц – глухарей, орланов, скоп, лебедя-кликуна, принесших всемирную славу Дарвинскому заповеднику, здесь никогда не прекращалась научная работа. И не только в области орнитологии, но и в наблюдении за формированием и развитием Рыбинского водохранилища – ровесника заповедника.
 

Много сил и времени было отдано экологическому просвещению.
 

Можно было бы сделать намного больше, признает сегодня Кузнецов, если бы не пресловутый «финансовый вопрос». Учредитель Дарвинского заповедника - правительство Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и в лучшие годы, мягко говоря, «не баловал» свое детище деньгами. А сейчас, в период финансового кризиса, и вовсе урезал многие статьи финансирования. Фактически средств хватает лишь на зарплату и оплату самых необходимых услуг. Все остальное держится на вспомоществовании спонсоров и благотворителей (здесь Кузнецов особо отмечает ОАО «Череповецкий «Азот» и ОАО «Северсталь») и на энтузиазме сотрудников заповедника. Таких, например, как создатель первой в мире фермы глухарей, биолог Вячеслав Васильевич Немцев, которого Андрей Кузнецов считает своим учителем. Именно его научное наследие и подвижнический опыт, по словам Андрея Кузнецова, всегда были для него примером. Все это и сейчас нуждается в развитии и продолжении, чем, собственно, уже бывший директор Дарвинского заповедника и собирается заниматься на новом – научно-экологическом поприще.
 

- Заповедник, – говорит Андрей Васильевич, - моя вторая родина, это моя земля, моя малая родина и я отсюда никуда не уеду. Так что Дарвинский заповедник я не покидаю, а продолжу служить ему в качестве научного сотрудника. Буду заниматься тем, чем занимался всю свою жизнь – орнитологией и экологией. Природа же дает очень многое: она помогает найти себя, обрести внутренне спокойствие, обостряет чувства красоты и гармонии окружающего мира, а также дает силы выстоять в наше непростое время.

Марина Мельникова
Фото: «РМ»

 

Поделиться
Отправить