Рейтинг потерь. Почему Павел Дуров теперь богаче Алексея Мордашова
Очередной рейтинг российской части богатейших людей планеты от Forbes можно считать сенсационным. Многие его фигуранты потеряли значительную часть своего состояния, некоторые — более половины. Фигуры на бизнес-доске перемешаны. Правила отменены. Шахматы превратились даже не в шашки, а в «Чапаева».
И все эти «тектонические» сдвиги удостоены всего лишь коротких заметок с насмешливыми заголовками типа «Дуров стал богаче Мордашова». Никто даже не пытается отрефлексировать рейтинг, который в определённом смысле отражает новую экономическую ситуацию в России. Но не выявляет всех новых закономерностей — они просто ещё не успели проявиться, не поспевают за стремительно меняющейся после 24 февраля ситуацией. Стремительно только тают состояния фигурантов.
Совладелец «Северстали» (а ещё Nordgold, TUI, «Лента», «Силовые машины») Алексей Мордашов, который попал под западные санкции (как считается, за близость к окружению Владимира Путина) потерял $15,9 млрд — больше половины из почти 30-миллиардного состояния. А вот поднявшийся на первую строчку рейтинга Владимир Лисин официально не под санкциями и тоже потерял, только меньше — $7,8 млрд. Из-за общего ограничения на российский металлоэкспорт.
И даже Павел Дуров, основатель Telegram, состояние которого сегодня оценивается $17,3 млрд, тоже потерял больше двух миллиардов.
Кстати, Дуров — единственный представитель «новой экономики» в десятке российских богачей, все остальные — представители так называемого «реального сектора». О чём-то это говорит? Например, о том, что сегодня в России высокие технологии актуальнее газа, нефти и металлов? Да, нет, пожалуй. Сегодня страна в равной степени не знает, откуда ей взять полупроводники, без которых не будет никакого «хайтека» — ни мирного, ни военного, и куда девать свой сырьевой экспорт, который постепенно отказывается брать Европа.
Просто Дуров неожиданно оказался бенефициаром в ситуации введения в стране военной цензуры, закрывшей популярные, но ставшие «недружественными» соцсети и мессенджеры. Павел просто вовремя помирился с российскими спецслужбами, которые ещё четыре года назад пытались безуспешно блокировать Telegram. А сегодня Telegram в России (да и на Украине) фактически безальтернативная информационно-пропагандистская площадка.
И даже появление в рейтинге Forbes братьев Бухманов (Playrix) — это не следствие изменения экономического ландшафта, а простая констатация факта: в России бизнес вести гораздо тяжелее, чем в Ирландии.
Рейтинг Forbes сегодня — это рейтинг потерь, которые несёт отечественная экономика, кто бы что ни говорил о том, что «так олигархам и надо». Само наличие капитанов отечественного бизнеса в этом рейтинге было свидетельством того, что они хотят вести дела «по белому» и не боятся публичности. Теперь, похоже, эти люди будут вымываться из публичной реальности. А контроль за экономическими процессами — переходить к непубличной бюрократии, доходы которой уже закрыты от общественности «антисанкционными» законами.
Так что завидовать скоро будет некому. Пропадут и стимулы к масштабированию бизнеса — он уже сейчас предпочитает не расти, а прятаться в рядах «ипэшников» и самозанятых.
И пока это — главный вывод, который можно сделать из бизнес-рейтинга, который начинает всё больше походить на мартиролог...
Сергей Авдеев
СамолётЪ