Дорого яичко к Христову дню. В России дорожают яйца, а население надеется на светлое будущее
Потребительское поведение населения в подсанкционной России вполне объяснимо и, в общем, соответствует ситуации в торговле. Где, кстати, сюрпризов гораздо больше.
Из последних — рост цен на яйца, стартовавший на полтора месяца раньше обычного (а это происходит каждый год перед Пасхой). В этом году главный христианский праздник будет отмечаться 24 апреля, а птицефабрики уже сейчас стали уведомлять ритейлеров о повышении отпускных цен на яйца, которые в рознице уже подорожали на 25%.
Выпуск яиц внутри страны на треть зависит от импорта, поэтому участники рынка из-за взлета курса валют ожидают в ближайший месяц рост цен еще до 40%.
«КоммерсантЪ» рассказывает, что в Минсельхозе подтвердили: сейчас птицеводческая отрасль работает «в условиях существенного роста затрат, в том числе на корма». Там рассчитывают, что ситуацию стабилизирует временный запрет экспорта в страны ЕАЭС зерновых, используемых в производстве кормов.
Наблюдаемый в последние недели резкий рост цен на многие базовые товары оказывает серьёзное давление на платежеспособный спрос. И это вызывает беспокойство населения, что отражается в вопросах, которые россияне задают властям. Это показывают, например, результаты мониторинга переписки граждан с властями в соцсетях, проведенного АНО «Диалог» (мониторинг проводился с конца февраля по середину марта при помощи сервисов «Инцидент Менеджмент» и «Госуслуги. Решаем вместе»).
Если верить аналитикам «Диалога», граждане всё чаще задают властям вопросы о социально-экономических проблемах вроде роста цен и нехватки лекарств, а те в ответ обещают «держать ситуацию под контролем» и призывают жаловаться на завышенные цены в ФАС.
Ещё одной популярной темой общения власти с народом, по данным АНО, стала помощь беженцам из Донбасса. Что, впрочем, не удивительно — идут встречные процессы: если на экономические проблемы граждане «напарываются» сами, то тема солидарности с «жертвами нацизма» активно муссируется официальной пропагандой. В итоге у людей возникает когнитивный диссонанс, когда чувство тревожности сочетается с «гордостью и надеждой».
Аналитики отмечают, что скорее всего, россияне всё ещё не док конца отдают себе отчёт в последствиях нынешней экономической ситуации. Во многом, полагает политолог Владимир Шемякин, люди верят, что скоро все закончится, санкции отменят, цены снизятся, государство компенсирует населению потери. А пока можно попытаться пережить рост цен и появление дефицита, которые «частично демпфируются запасами как личными, так и торговых сетей».
При этом ядерный электорат будет лоялен власти и в нынешних обстоятельствах, особенно если увидит заботу о себе, отмечает господин Шемякин: «Средний класс ощутит последствия контрастней других, но он и раньше не был лоялен».
О том, что будет, если санкции затянутся надолго (лет на 50–70, как это было в случае с СССР) и намного ухудшат экономическое положение населения, пока не задумывается никто — ни люди, не власть. Но где-то на подсознательном уровне подготовка к возможным суровым испытаниям уже идёт.
Об этом свидетельствует, например, резкий спрос на презервативы в России. То, что потребители делают запасы барьерной контрацепции, следует из предоставленных РБК данных исследовательской DSM Group.
Но представляется, что здесь действуют не только те причины, которые вызвали в последние недели ажиотажный спрос на продукцию женской и детской гигиены, вопреки заявлению вице-премьера Виктории Абрамченко, что отечественный леспром может быстро нарастить производство сырья — химии и флафф-целюлозы, из которой производятся детские подгузники и средства гигиены.
Похоже, что россияне всё больше принимают вполне рациональное решение подождать с размножением. Такие вещи уже происходили в Советском Союзе (во времена Карибского кризиса) и в России в 90-е годы, оборачиваясь впоследствии глубокими демографическими ямами.
С другой стороны, в стране усиливается интерес к опыту жизни в СССР и эстетике того периода. Возможно, это случайное совпадение, но недавнее решение властей Череповца привести в аутентичный вид кварталы сталинской застройки города явно попадает в резонанс с официальной риторикой федеральных властей, начавших позиционировать государство по лекалам «холодной войны».
Марина Мельникова
СамолётЪ