Всё лучшее — жене и детям. Алексей Мордашов продолжает передачу многомиллиардной собственности членам семьи
Об этом сообщает Bloomberg, отмечая, что владелец «Северстали» уже вынужден был покинуть пост директора Nordgold и уйти из наблюдательного совета TUI AG, туристического оператора-гиганта, который Мордашов спас от банкротства своими деньгами в 2020 году.
Вероятной причиной расставания с активами стали санкции, наложенные на целый ряд российских олигархов Евросоюзом в понедельник в связи с «военной спецоперацией» на Украине. По информации агентства, размер доли, переданной Мордашовым супруге, составляет примерно $1,1 млрд.
Просьбу Bloomberg прокомментировать передачу ценных бумаг пресс-служба «Севергрупп», компании, управляющей неметаллургичекими активами Мордашова, оставила без ответа. Сайт «Севергрупп» был недоступен для посещения.
Самые богатые люди России пытаются укрыться или продать активы перед лицом реальных и угрожаемых санкций, отмечает в своей публикации Bloomberg, поскольку регуляторы по всему миру охотятся за активами бизнесменов (включая яхты и недвижимость), которых считают близкими к Путину.
Накануне Роман Абрамович объявил, что продает футбольный клуб «Челси», а олигархи Петр Авен и Михаил Фридман вышли из совета директоров своей инвестиционной компании LetterOne, которая владеет миллиардами долларов в энергетических, телекоммуникационных и розничных активах.
При этом председатель и главный исполнительный директор LetterOne заявил в четверг, что активы обоих миллиардеров в люксембургском бизнесе были «эффективно заморожены», и они не смогут получить никаких дивидендов в будущем.
Впрочем, как отмечают представители структур Евросоюза и США, ответственных за исполнение санкционных решений, выход из руководства и владения компаниями или передача контроля над ними членам семьи не являются гарантированным способом укрытия активов.
В пятницу заместитель госсекретаря США по политическим делам Виктория Нуланд заявила, что власти США отменят введенные против России санкции в случае прекращения специальной военной операции на Украине. Некоторые обозреватели оценили заявление, как направленное не только руководству России, но и капитанам её крупного бизнеса.
Bloomberg, правда, оговаривается, что до сих пор неизвестно точно, что передача Мордашова собственности жене была непосредственно связана с войной и санкциями. На самом деле передача активов была начата Мордашовым ещё несколько лет назад.
Точнее — в 2019 году, когда ещё до начала пандемии Алексей Мордашов передал 65-процентную долю в Nordgold сыновьям: 21-летнему Никите и 22-летнему Кириллу. Однако в декабре прошлого года сыновья вернули свою объединённую долю отцу.
В декабре миллиардер также отменил и взял под контроль переданные сыновьям в 2019 году акции TUI holdings, отметив, что целью передачи была попытка дать детям опыт управления активами и ведения бизнеса.
Издание приходит к выводу о том, что у Мордашова до сих пор не было реальной дорожной карты по передачи своего состояния, которое сейчас оценивается в 22 миллиарда долларов (индекс самого Bloomberg), наследникам.
Возможно, делает предположение Bloomberg, что это связано с относительной молодостью самого Алексея Мордашова, который получил контроль над своим первым и до сих пор главным активом — Череповецким металлургическим комбинатом (сейчас «Северсталь») в тридцатилетнем возрасте в начале 1990-х годов.
Позже Мордашов делал инвестиции в добычу золота, производство энергетического оборудования, приобрёл доли в СМИ, мобильном операторе, туристических компаниях и сети супермаркетов.
Относительная молодость российских олигархов означает, делает вывод издание, что передача огромных состояний для них всё ещё не является приоритетом.
При этом Никита и Кирилл Мордашовы и их братья и сёстры стали первым поколением, получившим деньги и власть по наследству после краха коммунистического режима.
Подготовил Сергей Авдеев
СамолётЪ