Мордашов и сыновья. Череповецкий олигарх подарит часть бизнеса детям
Сегодня об этом со ссылкой на сотрудника «Севергрупп», холдинговой компании Алексея Мордашова, через которую он контролирует свои предприятия, сообщили «Ведомости».
По словам источника, компания «КН-холдинг» направила в антимонопольную службу (ФАС) ходатайство о приобретении прав, позволяющих определять ведение предпринимательской деятельности ООО «Нордголд менеджмент» и аффилированных с ним компаний, которые формируют бизнес золотодобывающей компании Nordgold. Если решение будет положительным, после совершения сделки «КН-холдинг» получит в косвенное владение примерно 65% Nordgold.
Самое интересное в том, что «КН-холдингом», который, по данным ЕГРЮЛа, был зарегистрирован в декабре 2018 года, в равных долях владеют Кирилл Алексеевич и Никита Алексеевич Мордашовы. Представитель Алексея Мордашова Анастасия Мишанина подтвердила изданию, что эти будущие совладельцы Nordgold — сыновья бизнесмена. Сейчас оба молодых человека получают гуманитарное образование в России и пока не планируют занимать в Nordgold должности, дающие право на участие в операционной деятельности компании. Для этого, как отметила Мишанина, необходим серьезный опыт, который братьям ещё предстоит получить. Так что пока изменение структуры владения не повлияет на стратегию развития Nordgold и стандарты корпоративного управления, пообещала представитель Мордашова. Кроме того, она передала «Ведомостям» комментарий самого владельца «Северстали» по поводу новости об изменении состояния его сыновей. Из него следует, что основная цель изменений — обеспечение преемственности во владении и управлении семейным бизнесом, введение Кирилла и Никиты в курс дел, получение ими знаний и опыта в сфере управления бизнесом. По словам Мордашова, сам он остается крупным акционером и членом совета директоров Nordgold, по-прежнему будет вовлечен в ее бизнес и выступит наставником для сыновей, которые, якобы, проявляют интерес к бизнесу.
Мордашов надеется, что владение крупными пакетами акций помогут наследникам лучше погрузиться в бизнес и почувствовать ответственность за его развитие. При этом никаких защитных механизмов по ограничению полномочий новых бенефициаров не предусмотрено: их полномочия будут в рамках законодательства, а эффективность принятия решений обеспечит механизм наставничества.
На самом деле решение Алексея Мордашова передать часть бизнеса детям является весьма неординарным решением в среде крупных отечественных предпринимателей. Фактически владелец «Северстали» — первый участник топ-10 российского Forbes, передавший часть бизнеса детям. Ранее о своих решениях по поводу судьбы наследства и наследников высказывались другие известные бизнесмены. Например, крупнейший акционер «Лукойла» Вагит Алекперов говорил, что запретит наследникам дробить его пакет (24,8% «Лукойла»). Он рассматривал возможность сделать своим преемником сына Юсуфа, но в итоге пришел к выводу, что тот точно не будет управлять «Лукойлом», так как это «слишком сложная работа». А владелец холдинга «Интеррос» (основной актив — «Норильский никель») Владимир Потанин рассказывал, что присоединился к филантропической кампании Giving Pledge, обязавшись завещать передачу состояния на благотворительность.
Правда, существуют и другие примеры. Можно вспомнить семейный тандем отца и сына Гурьевых, которые вполне успешно управляют холдингом «ФосАгро», при этом 37-летний Андрей Гурьев-младший является генеральным директором компании.
Из близкой Мордашову металлургической отрасли ярким, хотя и необычным, примером преемственности является должности неисполнительного директора и члена комитета по стратегическому планированию, которые занимает в совете директоров Магнитогорского меткомбината дочь владельца этой компании 42-летняя Ольга Рашникова. Её отец — Виктор Рашников, с состоянием в $9,3 млрд занимает 14-е место в российском списке Forbes.
Последнее решение 54-летнего Алексея Мордашова показывает, что он думает о будущем своего бизнеса и доверяет сыновьям. Правда, не всем — старший сын бизнесмена от первого брака Илья, которому сейчас 34 года, насколько можно судить по доступным источникам, не только не общается с отцом, но даже взял себе девичью фамилию матери.
Впрочем, бизнес-будущее братьев Мордашовых пока ещё трудно предсказать. Как отмечают отечественные специалисты в вопросах наследования, большинство (свыше 80%) наследников крупного действующего бизнеса испытывают желания заниматься семейным делом. Но практика показывает, что этот энтузиазм резко снижается, когда приходит понимание всех связанных с бизнесом требований и рисков. А главный риск, связанный с фактом передачи управления бизнеса детям, трудно просчитать из-за того, что успешность многих российских предприятий во многом зависит от персональных связей и личного таланта их основателей.
Подготовил Сергей Авдеев
СамолётЪ