Опять «двести восемьдесят»?! Череповец по-прежнему в тройке российских городов с самым грязным воздухом
В четверг РБК опубликовал интервью с руководителем Росприроднадзора Светланой Радионовой, которая в числе прочего назвала российские города с самым грязным воздухом. На первом месте — Норильск в Красноярском крае. В этом регионе в год в воздух выбрасывается 1,8 млн т загрязняющих веществ — это 11% выбросов по России или 30 тыс. вагонов. А на втором — Череповец Вологодской области, где объём выбросов в атмосферу почти в 6,5 раз меньше, чем в Норильске и составляет 280 тыс. т, или 1,7% всех выбросов по России. Замыкает тройку антилидеров Новокузнецк в Кемеровской области — 278 тыс. т (1,6%).
Все три города — крупные центры металлургии (цветной и чёрной), что, в общем, не удивительно: из промышленных производств сильнее всех загрязняет атмосферу металлургия (3,7 млн т выбросов в год, или 21% от всех выбросов предприятий).
В сообщении г-жи Радионовой на самом деле нет ничего сенсационного — о грязном воздухе в промышленных городах России СМИ сообщают регулярно. И так же регулярно представители промышленных предприятий вместе с зависящими от этих предприятий региональными руководителями опровергают негативную информацию, ссылаясь на собственные данные.
Похоже, спор этот может длиться бесконечно — во всяком случае до тех пор, пока на федеральном уровне не будет создана полноценная система контроля за выбросами, дающая достоверную информацию. Ведь даже в своём последнем интервью глава Росприроднадзора вынуждена была признать: «инвентаризация и методы расчёта», на основе которых появились данные о выбросах, «не совсем корректны».
В середине декабря на совещании с президентом страны о той же проблеме экологического «учёта и контроля» говорила вице-премьер Виктория Абрамченко, отмечая, что у Росприроднадзора нет доступа к мониторингу квотируемых объектов компаний и данным о выбросах.
Независимые эксперты также считают во многом «умозрительными» впечатляющие цифры снижения выбросов, поскольку информация от компаний предоставляется на бумаге (а в РСПП ещё на старте реформы промышленного нормирования признавали, что эти данные занижены в десятки раз). А отсутствие независимого от промышленников инструментального контроля государства (а не динамика исполнения предприятиями природоохранных мероприятий) остаётся главной проблемой экологического нацпроекта и всех прочих программ снижения вредного воздействия промышленности на природу.
Возможно, система независимого контроля появится в России (во всяком случае, в городах, где проводится эксперимент по квотированию выбросов) в начале 2023 года — на этом настаивает Абрамченко. Но полной уверенности в этом нет — пока РСПП возражает, ссылаясь на то, что таких систем контроля в РФ нет.
Кстати, в четверг во время очередного заседания череповецкого Совета предпринимателей руководитель комитета охраны окружающей среды мэрии города Ирина Апполонова назвала количество постов контроля системы мониторинга окружающей среды в Череповце. Всего их семь: шесть способны отслеживать наличие в атмосфере 28 вредных веществ, один — лишь 5. Два из семи постов находятся ближе всего к производству «Северстали» — в Новых Углах и на улице Жукова, 4. Остальные посты разбросаны по городу: три — в Индустриальном районе, по одному — за Шексной и в Заречье.
Сергей Авдеев
СамолётЪ