Датчик. Наши собачки. Когда закончились боеприпасы, в рукопашную пошли люди и звери
Шел 1941 год. В истории войн появилось географическое название, слово, местность, не указанная ни на одних картах великих сражений — «Зеленая Барма». В этих южных местах попали в окружение и были практически полностью уничтожены 6-я и 12-я армии Юго-Западного фронта генералов Музыченко и Понеделина. Из 130 тысяч человек из Брамы к своим вышли 11 тысяч солдат и офицеров.
Вместе с людьми с тяжелыми боями отступающих пограничных частей шли служебные собаки. Они вместе с бойцами мужественно переносили все тяготы сурового времени. Командир батальона Отдельной Коломыйской пограничной комендатуры пограничного отряда охраны тыла Юго-Западного фронта РККА ВС СССР майор Лопатин, несмотря на плохие условия содержания, отсутствие корма и на предложения командования отпустить собак, этого не сделал. Да это и трудно это было бы выполнить. Пограничники отстегнули ошейники, отпуская любимых питомцев, но те продолжали идти рядом, оставаясь верными своим хозяевам.
У села Легедзино батальон, прикрывая отход штабных частей командования Уманской армейской группировки, 30 июля принял свой последний бой... 500 пограничников против немецкого полка.
Севастопольский пограничник и историк Александр Фука в своей книге «Быль, ставшая легендой» пишет: «Впереди раскинулось пшеничное поле. Оно подходило вплотную к рощице, где расположились проводники со служебными собаками. Осталось двадцать пять проводников служебных собак во главе со старшим лейтенантом Дмитрием Егоровичем Ермаковым и его заместителем по политчасти младшим политруком Виктором Дмитриевичем Хазиковым. У каждого проводника было по нескольку овчарок, которые за все время боя не подали голоса: не залаяли, не завыли, хотя их за четырнадцать часов ни разу не кормили, не поили, и все вокруг дрожало от артиллерийской канонады и взрывов...».
Когда последний патрон был отстрелян, майор Лопатин поднял солдат в рукопашную. Оставшиеся бойцы бежали на противника. И тут, обгоняя хозяев, рванулись вперед их собаки. 150 полуголодных псов — самый последний резерв. Картина была жуткой: собаки бросались на стволы и, даже умирая, вгрызались в немецкие глотки. Ужас, крики, вопли истекающих кровью, порванных, изуродованных немецких солдат. Противник побежал.
«На немецкую злость овчарки ответили своей собачьей злостью. За несколько секунд обстановка на поле боя резко изменилась в нашу пользу. Окрестности оглашались собачьим лаем и звуками взрывов — пытаясь спасти своих, немцы направили на преследующих их людей и собак минометный огонь. От советских псов солдаты Вермахта отбивались штыками и прикладами.
Зрелище было страшное — горстка оставшихся пограничников и их пограничные псы, обученные, полуголодные овчарки, против поливающих их огнем немцев. Овчарки впивались немцам в глотки даже в предсмертных судорогах. Противник, искусанный в прямом смысле и порубанный штыками в рукопашной, отступил, оставил с таким трудом занятые позиции, но на подмогу подошли танки» — пишет Фука. Фашисты забирались на броню танков и сверху расстреливали животных.
В этом кровавом бою погибли все пограничники.
Местные жители рассказывали, раненые собаки лежали рядом с телами хозяев, охраняя их. Немцы добивали их из автоматов в упор.
Несколько, чудом уцелевших собак-героев, так и остались лежать на поле боя возле своих проводников, отказываясь от пищи, которую приносили им местные жители. Верные четвероногие воины умерли от ран и голода.
Взбешенные немцы убили и всех собак в селе Легедзино.
Александр Фука сообщает, что местных жителей настолько поразило мужество пограничников и их питомцев, что люди, несмотря на оккупацию, носили зеленые фуражки погибших воинов.
В 2003 году на средства ветеранов в Легедзино был установлен памятник советскому солдату и его верному другу. На памятнике — надпись: «Остановись и поклонись. Тут в июле 1941 года поднялись в последнюю атаку на врага бойцы отдельной Коломыйской пограничной комендатуры. 500 пограничников и 150 их служебных собак полегли смертью храбрых в том бою. Они остались навсегда верными присяге, родной земле».
По официальным данным:
Во время Второй Мировой Войны наравне с бойцами, защищавшими Родину, воевали более 70 000 служебных собак. С 1941 по 1943 год были сформированы 168 подразделений различных служб, связанных с использованием собак. За пять лет собаководами-любителями были подготовлены и сданы для фронта более 60 тысяч собак. О том, что собаки были полноправными воинами, говорит тот факт, что в случае гибели служебной собаки ее владельцу отправлялась настоящая «похоронка».
А вы любите собак?
Евгения Васильева
СамолётЪ