Партия электричества-2. Бывший партнёр Алексея Мордашова запускает первое в России серийное производство электромобилей
Каюсь, когда в феврале, реагируя на новость об открытии в Вологде новой зарядной станции для электромобилей, забитую донельзя пропагандисткой шелухой «Единой России», я писал свой текст про «партию электричества» — не сумел удержать от невольного сарказма. На самом деле смешным казался раздутый до небес информационный повод про «электропоилку» для нескольких десятков каров, большая часть которых — подержанные мобили. Да и в России в целом в 2021 году было продано настолько мало (687 штук) новых электромобилей, что высчитывать с лупой проценты от мирового рынка, объём которого составил больше 3 млн машин, кажется полной бессмыслицей.
А потом мы долго разговаривали по телефону с известным вологодским предпринимателем и энтузиастом электротранспорта Алексеем Логанцовым, который своим искренним желанием превратить регион в экологически-электромобильный рай убедил меня в том, что любой, даже самый малый шаг в этом направлении — благо. Поэтому в общем грешно смеяться над попытками разорвать нынешний наш порочный бензиново-автомобильный замкнутый круг.
А потом в информационное поле вдруг повалились новости, понемногу вселяющие надежды на то, что российская «электромобилизация» всё-таки будет расти всерьёз. Вот накануне «КоммерсантЪ» сообщил, что владелец автокомпании «Соллерс» Вадим Швецов намерен запустить первое серийное производство электромобилей на базе контролируемого им СП с Ford, рассчитывая пока на растущий спрос со стороны e-commerce в Москве и городах-миллионниках.
Уроженец Череповца Вадим Аркадьевич известен как бывший партнёр «форбсового» олигарха Алексея Мордашова, которому он в своё время помогал скупать акции «Северстали» через компанию «Северсталь-инвест», менявшую, в том числе, череповецкий металл на автомобили. Некоторое время Швецов служил у Мордашова директором по сбыту «Северстали», а в 2002 году стал гендиректором «Северсталь-авто», которую благополучно выкупил у Алексея Александровича пять лет спустя, превратив в компанию «Соллерс».
Сейчас компания помимо производства «уазиков» в Ульяновске и моторов на Заволжском заводе в Нижегородской области контролирует ещё ряд СП с крупнейшими мировыми автопроизводителями: SsangYong, Mazda, Isuzu и Ford.
СП с Ford выпускает Ford Transit на площадке в Елабуге (Татарстан). В рамках стратегии Ford Motor постепенно отказывается от разработки платформ с двигателем внутреннего сгорания, но останавливать их производство не планирует. Зато планирует параллельно выпускать рассекреченный в ноябре 2020 года лёгкий коммерческий (LCV) Transit с электрической силовой установкой.
По оценкам «Соллерса», доля электротранспорта в продажах LCV в России составит около 1,5% в 2022–2023 годах и вырастет до 4% к 2025 году. Дмитрий Бабанский из SBS Consulting называет эту оценку реалистичной, напоминая, что ГАЗ намерен развивать GAZelle e-NN (в 2020 году выпущены предсерийные образцы).
Одновременно в «Соллерсе» признают, что применение машин будет ограниченным — в пределах зон с наиболее высокой плотностью населения и объемами внутригородской логистики. В 2022–2023 годах это Москва, Петербург, Казань, к 2025 году — Самара, Нижний Новгород, Краснодар, Ростов-на-Дону, Екатеринбург.
Чтобы поддержать распространение электрических LCV, «Соллерс» предлагает в этих регионах предоставить им доступ в центр городов без ограничений, разрешить движение по выделенным полосам и бесплатный проезд по платным участкам дорог.
Также в компании считают, что зарядные станции для LCV должны располагаться на стоянках грузового транспорта на въездах в город и вдоль окружных дорог. Также могут быть задействованы перехватывающие парковки закрытого типа и паркинги крупных гипермаркетов, исходя из соотношения не менее трёх зарядных станций на десять LCV в парке региона.
В компании предлагают также включить электротранспорт в льготную программу по операционному лизингу «Доступная аренда» с возможностью роста скидки на автомобили с 25% до 35%, что «позволит нивелировать стоимость машин и стоимость финансирования у лизинговых компаний и операторов аренды и каршеринга».
Но, возможно, «Соллерс» с электрическим Ford Transit будут не одинокими среди автопроизводителей в России. Определённые надежды на расширение локализации производства электрокаров в стране даёт обострение конкуренции между Tesla и Volkswagen.
На прошлой неделе гендиректор WV Герберт Дисс объявил детали прорывного плана развития производства электромобилей, прямо направленного против Tesla. Bloomberg назвал его «самым масштабным и решительным» из всего, что когда-либо пытались сделать традиционные автопроизводители.
Успех Volkswagen в борьбе с Tesla будет зависеть от того, насколько VW сможет перенять и улучшить любые достижения конкурента и стать максимально похожим на него. Это выглядит парадоксально, но на самом деле типично на рынках, где существует выигрышная стратегия. Прямая аналогия в виде Apple, Samsung и рынка смартфонов просто напрашивается, и Bloomberg указал на нее прямо в заголовке своей статьи — «Если Tesla — Apple электромобилей, Volkswagen борется за место Samsung».
Аналитики считают: то, что вызов Tesla бросает именно Volkswagen — автоконцерн с максимальным присутствием в России, даёт шансы на то, что цифра произведённых в стране современных электрокаров в обозримом будущем будет расти всерьёз.
Сергей Авдеев
СамолётЪ