Датчик. 30 лет назад произошло крупнейшее в истории похищение произведений искусства
В ночь с 17 на 18 марта 1990 года из бостонского музея Изабеллы Стюарт Гарднер были похищены 11 картин и рисунков выдающихся художников: среди похищенного — картина Вермеера «Концерт» (1664), три картины Рембрандта, пять работ Эдгара Дега, работа Клода Моне, Говарта Флинка... Общая оценка похищенного превышает $500 млн. Похищенные художественные ценности до сих пор не обнаружены.
Изабелла Стюарт Гарднер, чье имя носит музей, была вдовой крупного торговца и судовладельца Джона Лоуэлла Гарднера II. В 1903 году она открыла в принадлежащем ей доме художественный музей, в котором выставила выдающуюся коллекцию произведений искусства: более 2500 картин европейских художников, в том числе работы Рембрандта, Тициана, Веласкеса, Рафаэля, Мане, Боттичелли, Микеланджело.
В 1924 году Изабелла Гарднер скончалась. В своем завещании она оставила $1,2 млн на продолжение работы музея.
Накануне, вечером 17 марта, бостонцы справляли День святого Патрика, подгулявшая молодежь не обращала внимания на припаркованный у музея Dodge Daytona с двумя мужчинами в полицейской форме.
После того, как праздник на улице начал стихать, машина подъехала к служебному входу в музей. Полицейские вылезли из автомобиля, подошли к входной двери. Один из них нажал на кнопку связи с охраной музея и сообщил охраннику, что в полицию поступил вызов: во дворе музея беспорядки...
Инструкция — наше всё!
Охранник музея Ричард (Рик) Эбот открыл полицейским дверь, нарушив тем самым служебную инструкцию, запрещавшую впускать посторонних в ночное время. Гости перешагнули порог. Один из полицейских (35–40 лет, рост примерно 175–178 см, нормального телосложения, носит очки в оправе золотого цвета и усы, возможно фальшивые) спросил Эбота, есть ли в музее кто-то еще.
Узнав о том, что второй охранник ушел в обход, он приказал срочно вызвать его на пост. После этого полицейский сказал Рику: «Твое лицо мне знакомо. Похоже, у нас есть ордер на твой арест. Подойди сюда и покажи удостоверение личности».
Рик вышел из будки охраны, в которой находилась тревожная кнопка для вызова полиции. И во второй раз нарушил служебную инструкцию. Эбот протянул полицейскому свои документы — водительские права и студенческий билет. Позже он объяснял: испугался, что его арестуют, а это было бы очень некстати, ведь у него был билет на концерт группы The Grateful Dead на следующий вечер.
У Рика были основания опасаться стражей закона: он регулярно выходил на дежурство пьяным или обкуренным марихуаной, надеясь, что за смену все выветрится. Однажды его смена выпала на новогоднюю ночь, и он тайно провел в музей нескольких друзей, устроив вечеринку с алкоголем и легкими наркотиками прямо среди картин.
Эботу приказали встать лицом к стене, после чего надели на него наручники. Когда появился второй охранник, Рэнди Хестенд, ему тоже надели наручники. «За что вы меня арестовали?» — возмутился Хестенд. И услышал в ответ: «Тебя не арестовали. Это ограбление. Не создавайте нам проблем, и мы не причиним вам вреда...»
Охранников отвели в подвал и оставили их там, приковав к колоннам, замотав головы и заклеив глаза скотчем.
Ограбление заняло у преступников 40 минут. Они действовали быстро и грубо, вырезая и выбивая картины из рам. Грабители забрали работы Рембрандта, Вермеера, Мане и Флинка, наброски Дега и др.
Произведения искусства, украденные из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер:
Ян Вермеер, «Концерт» (между 1663 и 1666). Считается самой ценной из похищенных картин, оценивается в $250 млн.
Рембрандт, «Автопортрет» (1629).
Рембрандт, «Христос во время шторма на море Галилейском» (1633). Оценка — $50–100 млн.
Рембрандт, «Леди и джентльмен в черном» (1633).
Говерт Флинк, «Пейзаж с обелиском» (1638).
Эдуард Мане, «У Тортони» (ок. 1879–1880).
Эдгар Дега, «Жокеи после взвешивания» (1866).
Эдгар Дега, «Кортеж в пригороде Флоренции» (1857–1860).
Эдгар Дега, «Программа артистического вечера 1» (1884).
Эдгар Дега, «Программа артистического вечера 2» (1884).
Эдгар Дега, «Три жокея верхом» (1885–1888). Общая оценка всех набросков Дега — менее $100 тыс.
Гу (китайская церемониальная чаша для вина), XII до н. э. Оценка — несколько тысяч долларов США.
Навершие шелкового наполеоновского знамени (1813–1814).
Многочисленные эксперты впоследствии удивлялись, почему был украден именно такой набор. Часть похищенного стоила не так уж дорого, преступники оставили в музее гораздо более ценные работы.
Через час грабители вернулись в комнату охраны. Они вытащили из видеомагнитофона пленку, на которой были записаны их приход и перемещения по зданию, и вырвали из принтера распечатку информации, переданной с датчиков движения, размещенных в залах музея, не сообразив, что данные остались на жестком диске компьютера.
В 2:41 преступники покинули музей.
Охранников освободили из подвала только в 8:15 утра, когда на работу пришли работники музея.
Подозрительные люди
Расследование «ограбления века» с самого начала столкнулось с почти полным отсутствием физических улик. Следователи проверяли отпечатки пальцев, обуви, волосы, делали анализы ДНК, но не могли определить, какой из следов оставили именно преступники, а не служащие или посетители музея.
Одной из первых версий было наличие у преступников сообщника в музее. Подозрение пало на Рика Эбота. Выяснилось, что инструкцию он нарушил не только тогда, когда впустил преступников. Ранее, когда лжеполицейские еще сидели в машине на улице, он во время обхода зачем-то резко открыл, а затем тут же закрыл входную дверь музея (потом он говорил, что именно так проверял, надежно ли она закрыта). Еще раньше он отключил неожиданно сработавшую пожарную сигнализацию, заявив, что утром вызовет техника.
Охранник успешно прошел проверку на детекторе лжи, против него за 30 лет ни разу не выдвигались официальные обвинения в причастности к «ограблению века».
Он женат, вырастил двоих детей, работает ассистентом учителя в государственной школе в штате Вермонт. Год назад он начал писать книгу об ограблении — «Насмешка Пандоры: свидетельство очевидца ограбления Музея Изабеллы Стюарт Гарднер и расследования».
Второй охранник музея, Рэнди Хестенд, в настоящее время работает музыкантом на круизных кораблях, он никогда не рассматривался как возможный соучастник ограбления, так как в тот день был срочно вызван на замену в связи с болезнью напарника.
Невидимая рука профессионала
Почти во всех версиях, а их за годы расследования было выдвинуто множество, есть один общий пункт — отличная организация преступления указывает на причастность к нему профессионалов — бостонского преступного мира.
Чарльз Хилл, отставной детектив из Скотленд-Ярда, работавший в отделе, который расследовал преступления, связанные с произведениями искусства, в статье для журнала Garage в 2018 году заявил, что считает организатором ограбления Джеймса Джозефа Балджера по кличке Уайти (Беловатый, его так прозвали за платиновый цвет волос): «Даже собаки на улицах Южного Бостона утром 18 марта 1990 года знали, что Уайти как-то причастен к тому, что происходило до, во время и после ограбления».
Балджер отрицал свою причастность к преступлению и ответил, что не знает, кто ограбил музей и даже приказал своим людям найти грабителей, так как Бостон — его территория и все, кто совершает на ней преступления, должны ему за это платить.
В октябре 2018 года 89-летний Балджер был убит в тюрьме Западной Виргинии. Ответ на вопрос, где находятся украденные из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер произведения искусства, Балджер, возможно, унес с собой в могилу.
Ещё версия
В апреле 1994 года, через четыре года после ограбления, директор музея Энн Хоули получила анонимное письмо, отправленное из Нью-Йорка. Автор предлагал обеспечить возвращение украденных произведений искусства в музей в обмен на иммунитет от судебного преследования причастных к ограблению и укрывательству краденого плюс $2,6 млн. В случае согласия на сделку следовало подать тайный знак: в курсовой таблице обмена валюты в газете The Boston Globe в графе с курсом итальянской лиры должна была появиться цифра 1 перед значком доллара. Директор музея передала письмо в ФБР. Ведомство договорилось с газетой о публикации.
Через неделю директор получила новое письмо, в котором аноним радовался, что ему ответили согласием, но был недоволен возросшей активностью правоохранительных органов. Он спрашивал, что музею и властям важнее — вернуть картины или арестовать мелкого посредника. Крупными буквами была написана следующая фраза: «И то и другое сразу не получится». Автор закончил письмо словами, что теперь ему нужно продумать безопасный процесс обмена. Второе письмо оказалось последним.
Желающие подзаработать
Через несколько лет после ограбления информатор ФБР сообщил, что видел «Леди и джентльмена в черном» Рембрандта в Японии. Картина оказалась копией, как и точно такая же картина, обнаруженная агентом ФБР в Филадельфии.
Мелкий преступник Уильям Янгворт III, специализировавшийся на подделке документов, банковских чеков и жульничестве с антиквариатом, в 1997 году также заявил, что может вывести на след картин. За это он просил выплатить ему объявленную музеем награду, гарантировать иммунитет от судебного преследования, а также освободить из заключения его старого приятеля Майлза Коннора. Янгворт встретился с журналистом газеты The Boston Herald Томом Мэшбергом, показал ему картину Рембрандта «Христос во время шторма на море Галилейском» и сделал соскоб краски с полотна — для экспертизы. Экспертиза показала, что краска действительно относится к временам Рембрандта, но не имеет отношения к украденной из музея картине.
В 2013-м ФБР торжественно объявило, что знает имена преступников и дальнейшее расследование будет сконцентрировано на районе Южной Филадельфии. Появилась также информация, что через день после ограбления предметы искусства были вывезены в Саудовскую Аравию.
В 2014 году спецагент ФБР Джефф Келли, руководивший следствием по делу об ограблении музея с 2003-го, заявил, что, по данным источников, заслуживающих доверия, картины Рембрандта, Вермеера, Дега и Мане в 2000-м видели в Филадельфии. Преступники пытались их продать.
Артур Бранд, голландский историк искусств и частный сыщик, специализирующийся на поиске украденных произведений искусства, за свою карьеру сумел выследить и вернуть более 200 краденых музейных экспонатов. В 2017 году он заявил в интервью телеканалу CBS, что на сто процентов уверен в том, что все, что было украдено из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер, находится в Ирландии и что он сможет договориться о возвращении краденого. Но пока что он свое обещание не выполнил.
Спецагент ФБР Тим Карпентер, возглавляющий отдел по борьбе с преступлениями в сфере искусства, в 2019 году в интервью сайту юридических новостей Law & Crime заявил, что, возможно, не все украденные произведения искусства находятся в США...
С тех пор прошло более 30 лет, но ограбление так и не раскрыто. ФБР продолжает отрабатывать сотни версий. Украденные произведения искусства исчезли бесследно. Все эти годы на месте исчезнувших картин в музее висят пустые рамы, напоминая посетителям о когда-то находившихся в них шедеврах.
До сих пор вознаграждение в 5 млн долларов ждет человека, обладающего какой-либо информацией, способствующей раскрытию преступления и возврату украденных произведений искусства.
Евгения Васильева
СамолётЪ