Коронавирус и коронапсихоз. Как с психологическими последствиями пандемии борются в России и США
Несмотря на то, что эпидемия COVID-19, похоже, отступает, её последствия ещё долго будут беспокоить всех нас — даже, если вам повезло не заболеть, такие вещи не проходят бесследно для психики.
«Депрессивная» статистика
Как удалось выяснить «Коммерсанту», в России в зависимости от региона число граждан с тревожными и депрессивными расстройствами увеличилось на 10–30%.
30% — это точно про «статистику депрессии» Санкт-Петербурга: настолько выросло количество обращений к психиатрам в северной столице. А врачи говорят, что рост может быть ещё больше, если учитывать всех, кому требуется психологическая помощь.
Статистика департамента труда и социальной защиты Москвы свидетельствует: с 1 марта по 31 декабря 2020 года на телефон неотложной психологической помощи «051» поступило более 71 тыс. звонков. Это на 28% больше, чем в аналогичный период 2019 года.
Отмечается, что большая часть жалоб связана с депрессивными и стрессовыми состояниями, переживаниями о здоровье, зависимостями, конфликтами в семье и отношениях, проблемами одиночества, а также личностными и возрастными кризисами. В подавляющем большинстве (74,9%) за помощью обращались женщины в самом активном возрасте с 35 до 50 лет.
По словам главного внештатного психиатра депздрава Москвы Георгия Костюка, «некоторый рост» тревожно-депрессивных расстройств был отмечен во вторую волну, которая оказалась более затяжной — у людей постепенно стала снижаться антистрессовая устойчивость.
Осенью в Башкирии, как отмечает главный психотерапевт минздрава республики Ильгиз Тимербулатов на 45% выросло число обращений с депрессиями, вызванными изоляцией, удаленной работой, семейно-бытовыми конфликтами. На 20% увеличилось число обращений с органическими депрессиями после перенесенного COVID-19. Кроме того, на 60% выросло число обращений в связи с суицидальным поведением подростков: речь идет и о суицидальных мыслях, и о попытках суицида.
По данным депздрава Воронежской области, в службу экстренной психологической помощи в 2020 году поступило 10 178 обращений, что на 10,4% выше, чем в 2019 году.
Департамент здравоохранения Вологодской области с началом пандемии коронавируса перенёс «на неопределённый срок» итоговую научно-практическая конференцию врачей-психиатров и медицинских психологов, сосредоточившись на оказании психологической помощи медицинским работникам: с 20 мая для них в регионе была организована экстренная психологической поддержка по телефону.
Психолог, сотрудник центра фундаментальной и консультативной персонологии НИУ ВШЭ Вениамин Колпачников рассказывает, что за время пандемии число его клиентов увеличилось вдвое. Он считает, что люди активнее обращаются за психологической помощью из-за сбоя привычного режима работы и жизни, а также поскольку вынужденная изоляция многих «возвратила к себе»: «Вопросы и трудности, на которые раньше не обращали внимания, стали явными, и люди просто не могли ими не заниматься».
По мнению доцента кафедры психиатрии и медицинской психологии РУДН Марины Артемьевой, больше проблем возникло у тех, кто строго соблюдал самоизоляцию или переболел в тяжелой форме. А избавить людей от страхов может вакцинация: те, кто сделал прививку или переболел в легкой форме, испытывают эмоциональный подъем и стремятся вернуться к живому общению.
Эффект «строительных лесов»
В США психиатры обратили внимание на подрастающее поколение и семейные проблемы. Они полагают, что пандемия нанесла тяжелый удар по детям и их родителям, вызвав социальную изоляцию, дистанционное обучение и постоянную угрозу болезни. В интервью WSJ детский и подростковый психиатр Гарольд С. Коплевич рассказал, как даже небольшие шаги могут помочь родителям воспитать в своих детях жизнестойкость и уверенность в себе.
В своей, недавно опубликованной книге The Scaffold Effect (название которой можно перевести, как «Эффект подмостков» или «Эффект строительных лесов»), доктор Коплевич утверждает: родители должны думать о своей роли как роле «лесов» для строящегося «здания» — их растущего ребенка. Строительные леса не влияют на форму или тип здания, но она облегчают его строительство.
Вот несколько конкретных советов психиатра в ответ на вопрос о том, как должно измениться воспитание детей?
Очень важна забота родителей о самих себе. Уход за собой — это и уход за ребенком, особенно во время COVID.
Необходимо определить для себя реалистичные ожидания в отношении детей. Не нужно ожидать от них слишком многого по части успеваемости особенно, когда так много детей занимаются гибридным образованием и дистанционным обучением. Нужно успокоиться и сказать себе: «сейчас это не важно, дети наверстают это позже».
Самое важное, что родители могут сделать прямо сейчас, полагает психиатр,- это обеспечить режим и расписание. Не только работы и занятий, но и развлечений. Например, каждую среду можно устраивать вечер пиццы. А каждую пятницу — вечер кино. «Мы все просыпаемся каждый день в одно и то же время, и мы все исполняем общие ритуалы, включая регулярную гигиену, — говорит доктор Коплевич. — Восстановление домашнего распорядка всегда снимает беспокойство ребенка, особенно во время большой неопределенности».
Отвечая на вопрос, что могут сделать родители, чтобы воспитать в своих детях жизнестойкость, психиатр использует своё любимое сравнение воспитания со строительными лесами. Как леса поддерживают строящееся здание, так и правильное воспитание обеспечивает детям верный и комфортный путь к взрослению. Речь не об излишней опеке, не о «спасении» ребёнка от любых трудностей. Главное — обеспечить его эмоциональную устойчивость. «Понятно, что все мы хотим успеха для наших детей, — говорит Коплевич, — но и неудача — это тоже вариант, полезный для воспитания. Если мы научим детей правильно реагировать на такие ситуации, то со временем обнаружим, что они становятся более устойчивыми и самостоятельными».
Главной ошибкой воспитания, которую могут совершить родители, психиатр считает излишнюю зацикленность на результате любых действий ваших детей. Вместо того, чтобы поощрять усилия ребёнка и вознаграждать их, родители слишком часто сосредотачиваются на оценках или победе. И в случае неудачи посылают детям сигналы о том, что они плохи или некомпетентны. «Это большая проблема, — говорит эксперт. — Если вы сосредоточены только на оценке, вы теряете главный смысл процесс обучения, который заключается в получении интеллектуального удовольствие от изучения трудного предмета и получения навыков, которые стимулируют развитие мозга, готового принять новый вызов».
Коплевич советует акцентировать внимание на ситуациях, когда ребёнок проявляет себя с лучшей стороны, и закреплять его позитивное поведение. Лучший способ для этого — сказать ему, что вы очень довольны тем, что он сделал, что это поднимает вам настроение. Такие фразу, как «Большое спасибо, что накрыли на стол», или «Я впечатлён тем, как ты усердно готовилась к экзамену по алгебре», убеждён доктор Коплевич, приносят больше пользы, чем непрерывные окрики и замечания в постоянной попытке контролировать негативное поведение детей.
«У многих детей будут тревожные симптомы, когда пандемия коронавируса подойдёт к концу», — предупреждает психиатр. Поэтому именно сейчас следует поощрять их общение с друзьями, сверстниками и педагогами хотя бы в безопасном режиме онлайн. Технические возможности для этого существуют. Не следует давать детям замыкаться в себе. Общение помогает им становиться более открытыми, оно делает их лучше и сильнее.
Подготовила Марина Мельникова
СамолётЪ