Кто сказал: «Мау»? Что означает коррупционный скандал вокруг подопечных члена совета директоров «Северстали»
Накануне новогодних праздников ФСБ задержала директора Института государственной службы и управления РАНХиГС Игоря Барцица и декана факультета госуправления экономикой РАНХиГС Светлану Ларину. Оба стали фигурантами уголовного дела об особо крупном мошенничестве. Барцица Лефортовский райсуд отправил в СИЗО, а его предполагаемую сообщницу Ларину — под домашний арест. Оба обвиняются «в хищениях денежных средств путем их систематического получения от подчиненных за необоснованное начисление дополнительной заработной платы».
По данным «Коммерсанта», в ФСБ полагают: суть махинаций сводилась к тому, что господа Барциц и Ларина выписывали своими подчинёнными и коллегами надбавки к зарплате и премии, а те возвращали им полученные деньги наличными за вычетом небольших «комиссионных» за оказываемую услугу обналичивания средств.
В ФСБ отметили, что один из фигурантов был задержан оперативниками с поличным при получении денег от подчиненных сотрудников вуза. При этом сейчас решается вопрос о возбуждении в отношении нескольких человек, которые согласились участвовать в криминальной схеме, уголовных дел по фактам дачи взятки в особо крупном размере (ч. 5 ст. 291 УК РФ) и получения взятки в особо крупном размере (ч. 6 ст. 290 УК РФ).
Ряд источников утверждает, что в нелегальных финансовых схемах РАНХиГС участвовали не только преподаватели, но и студенты: система поборов с них работала на каждой сессии. Для разных кафедр и для разных преподавателей устно устанавливались планы — кто сколько денег должен принести. Успешная сдача экзамена стоила 30–50 тыс. руб. (для некоторых студентов до 100 тыс.). А, так называемая «сессия под ключ» стоила до 500 тысяч (а для тех, кто в течение семестра вообще не появлялся в вузе, цена могла достигать и 1 млн).
Ещё одним источником коррупционного заработка средств была созданная в академии для выполнения госпрограммы президента по повышению качества государственного управления система дополнительного образования (ДПО). В центр ДПО РАНХиГС поступали огромные деньги, и из этой массы, по свидетельству источников, знакомых с ситуацией в вузе, похищалось примерно 70–80%.
Особую пикантность ситуации придаёт тот факт, что руководящий РАНХиГС известный российский экономист, доктор наук, член Президиума экономического совета при Президенте Российской Федерации, исполнительный директор оргкомитета Гайдаровского форума Владимир Мау является ещё и одним из независимых директоров «Северстали». Кстати, в совете директоров компании Алексея Мордашова Мау участвует в работе комитета по аудиту.
У наблюдателей, похоже, возникают серьёзные сомнения, что ректор РАНХиГС мог не знать о работающих в его учреждении коррупционных схемах, когда докладывал кураторам из Администрации Президента (АП) об успешной реализации программы ДПО для госслужащих. Кроме того, источники телеграм-канала ВЧК-ОГПУ утверждают, что Владимир Мау, его «правая рука», проректор РАНХиГС и одновременно ректор Всероссийский академии внешней торговли Сергей Синельников-Мурылев, проректор по финансам Ершова, арестованный директор Института госслужбы РАНХиГС Игорь Барциц имеют вид на жительство во Франции и недвижимость в этой стране. «Отсюда и интерес к Франции, выраженный в создании таких симулякров, как Российско-французский университет, образовательные программы с французскими вузами в Ницце и т.д., — отмечает ресурс. — Все эти проекты продвигаются, как исключительно важные для развития международного сотрудничества, а на самом деле служат банальным прикрытием их пенсионных и эвакуационных планов. А ноги растут из истории получения докторских степеней Мау и Синельникова во Франции. Хороший видимый результат плотного сотрудничества верхушки академии — это визит бывшего президента Франции Николя Саркози на последний гайдаровский форум».
Впрочем, в официальном сообщении для СМИ, подготовленном пресс-службами ФСБ и РАНХиГС, утверждается, что злоупотребления «руководящего, профессорско-преподавательского и административного персонала Института госслужбы и управления» были выявлены совместными усилиями.
Однако, существует и такое мнение, что скандальная история академии стала той «невидимой рукой», которая приоткрыла тщательно драпируемые уголки российского высшего образования. В которых массовый сбор премий у преподавателей и платы за экзамены у студентов часто стал распространённой практикой. А хищения и нарушения при реализации программ ДПО для госслужащих — даже «системообразующим фактором».
Сама структура насильно насаждаемого дополнительного образования может провоцировать сопутствующие нарушения. Если программы в большинстве случаев необходимы только для получения дипломов, то часто всем «плевать» на замену доктора наук на аспиранта, на фейковые часы, на фейковые аренды помещений и т.п.
Потёмкинские деревни ДПО являются общей проблемой высшего образования, а не уникальным изобретением РАНХиГС.
Курируемая Минобрнауки (министерства, в руководство которого в прошлом году пришёл ещё один человек из команды Мордашова, бывший ректор Череповецкого университета Дмитрий Афанасьев) система поголовных повышений квалификации по эффективности и внутреннему устройству напоминает массовые медосмотры. Они часто неэффективны, не нужны врачам и пациентам, делаются кое-как, но способствуют списанию огромных средств.
И, возможно, даже хорошо, что в устройстве ДПО, благодаря скандалу в РАНХиГС, приходится разбираться следственным органам. Может быть, он (скандал) привлечёт внимание к проблеме, поможет увидеть общую картину злоупотреблений и хоть как-то «притормозить» бессмысленное растаскивание бюджетных денег.
Сергей Михайлов
СамолётЪ