«Траектория устойчивого роста». Как менялся проект бюджета Вологодской области
При этом общие суммы прогнозируемых доходов, к примеру, на 2021 год, в обоих вариантах почти совпадают — 66 млрд рублей в варианте на начало месяца и 65,4 миллиарда в варианте, подписанном губернатором. А вот суммы под финансирование конкретных статей разнятся кардинально.
Так, например, больше всего средств — 17 млрд — в первом варианте, по словам спикера Заксобрания Андрея Луценко, планировалось направить на образование. Что в общем совпадает с общефедеральной тенденцией. Расходы федерального бюджета по госпрограмме «Развитие образования» тоже возрастут: на 71,9% по сравнению с указанными законом № 459-ФЗ цифрами в 2021 году, на 93,5% — в 2022 году и на 107% — в 2023 году. Однако Олег Кувшинников 26 октября подписывает совсем другую цифру — 1,4 млрд.
На самую актуальную в условиях ковида статью — здравоохранение — изначально в бюджете региона закладывалось 12 млрд. И этот рост тоже соответствовал федеральным бюджетным ассигнованиям, уже увеличенным в этом году на 24,1% (204 млрд руб.) — до 1 трлн руб. А в следующем году они должны вырасти ещё почти на 9%. Но в проекте, подписанном губернатором, первоначальная сумма «усохла» до 2,5 млрд.
Зато статья на дорожное строительство подросла сразу на 4,5 млрд — с 12.5 до 17 млрд рублей.
И 10,5 млрд рублей будет направлено на софинансирование нацпроекта «Демография».
В какой-то степени такую бюджетную странность можно объяснить запуском нового механизма стимулирования инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации, о котором накануне объявил премьер Михаил Мишустин. Высший правительственный замысел заключается в готовности списать долги по бюджетным кредитам регионам, которые направят высвобождаемые деньги на инвестиционные проекты по развитию инфраструктуры.
Вполне вероятно, что правительство Вологодской области решило воспользоваться новой возможностью: в конце концов, оба нацпроекта — «Безопасные дороги» и «Демография»- как раз предусматривают инвестиции в инфраструктуру. В первом случае это собственно дороги, во втором — строительство четырёх детских садов в Череповце и Вологде, а также школы в областном центре на 1000 мест.
Списание части долга — вполне логичная мера, полагает ректор Российской экономической школы Рубен Ениколопов. «Другой вопрос, что корни этой проблемы уходят в существующую нездоровую систему разделения доходов между бюджетами разных уровней, которая ставит практически все региональные бюджеты в полную финансовую зависимость от федерального центра», — замечает он.
Что касается других расходных статей бюджета, то Олег Кувшинников настаивает на выделении 19 млрд для исполнения поручений градостроительных советов. Правда, по словам губернатора, финансироваться будут только решения градсоветов, подкреплённые проектно-сметной документацией и положительными заключениями государственной экспертизы.
«Если в процессе строительства или капитального ремонта будет допущен рост стоимости, то процесс будет остановлен до выяснения причин», — отметил глава региона.
Ранее планировалось, что бюджет следующего года будет свёрстан с дефицитом, составляющим порядка 7 млрд рублей (бюджетный дефицит этого года ожидается на уровне 9,7 млрд). Каким он будет на самом деле, станет известно по мере поступления средств от предприятий-налогоплательщиков.
Что касается двух следующих лет, то прогнозируемые величины доходной части бюджета Вологодской области в подписанном губернатором проекте составляют пока 69 млрд на 2022 и 71,2 млрд на 2023 годы.
Сергей Авдеев
СамолётЪ