«Финансы поют романсы»: «Северсталь» и «Газпром» по-прежнему главные доноры бюджета Вологодской области
Валентина Артамонова отчиталась перед губернатором Олегом Кувшинниковым за исполнение областного бюджета 2019 года.
Главный вывод главного финансиста региона оптимистичен: бюджет исполняется «опережающими темпами». Что это значит?
То, что за 10 месяцев в бюджет удалось «мобилизовать» (в версии Валентины Николаевны) аж 86% годового плана по доходам (84 млрд рублей в абсолютном выражении, из которых 70,4 млрд — собственные доходы), а потратить всего 72% от плана. Что естественным образом дало бюджетный профицит в 12,6 млрд рублей.
Кстати, по Артамоновой, раньше бюджет тратил ещё меньше, в этом году расходы бюджета выросли сразу на 33% (15,3 млрд рублей).
Откуда деньги?
Рост доходов бюджета области, составивший 109,3% и позволивший региону «по динамичности сбора доходов» опередить, как отметила заместитель губернатора, «и среднероссийские показатели, и показатели по Северо-Западному федеральному округу», в основном обеспечен двумя источниками: увеличением поступлений по налогу на прибыль организаций (1,9 млрд рублей) и налогу на доходы физических лиц (1,6 млрд рублей).
При этом главными донорами бюджета остаются «Северсталь» (30% доходов бюджета) и «Газпром» (20%), обеспечившие вместе половину всех налоговых поступлений. Влияние на доходную составляющую бюджета таких отраслей как торговля, строительный комплекс и даже череповецкая химическая промышленность, по мнению Артамоновой, «существенно», но всё же не является определяющим.
Людям нечем платить налоги?
Если с основными параметрами бюджета области всё выглядит очень оптимистично, то на муниципальном уровне, и без того существенно обделённом собственными источниками доходов, всё совсем не так хорошо.
Артамонова доложила Кувшинникову, не вдаваясь в подробности, что «бюджеты муниципальных районов и городских округов по собственным доходам выполняются в пределах плана». Но отметила проблемы с уплатой населением имущественных налогов (составляющих вместе с НДФЛ основу муниципальных доходов), план по которым, например, в бюджетах поселений выполнен только на 70%.
Главный областной финансист считает, что дело в сроках уплаты — основная масса имущественных налогов с граждан поступает в ноябре-декабре. Но только ли желанием оттянуть до последнего срок расставания с «кровными» объясняется отмеченная Артамоновой низкая активность граждан по уплате налогов за принадлежащее им имущество, особенно в Сямженском, Сокольском, Харовском, Шекснинском районах, а также в Вологде?
Возможно, людям просто трудно заплатить вовремя, а то и вовсе заплатить имущественные налоги, учитывая те сюрпризы, которые этим летом принесла региону кадастровая переоценка, а также довольно низкие средние доходы населения.
Согласно последнему исследованию РИА Новости, средняя зарплата в Вологодской области ниже среднероссийской: 30,4 тыс .руб. против 32,9 тыс. По этому показателю область занимает 30 место в стране.
11,9% работников в Вологодской области получают менее 15 тыс.руб. в месяц (в среднем по России — 11%). Большая часть сотрудников имеют зарплату от 19 до 45 тыс. руб.
Реструктуризация в обмен на инвестиции
Валентина Артамонова подтвердила информацию о намерениях региона обратиться в Минфин России за продлением срока реструктуризации бюджетных кредитов до 2029 года. СамолётЪ уже писал о том, что в ноябре Госдума приняла поправку в проект федерального бюджета на 2020–2022 годы, меняющую график погашения бюджетных кредитов регионов. Главным условием реструктуризации со стороны федерации станет направление сэкономленных регионами средств на инвестиции в экономику: создание новых или модернизацию старых производств. После того, как инвестиции заработают, возможно дополнительное списание долга — в счет уплаты могут быть зачтены налоги, которые получит федеральный бюджет от нового инвестпроекта. Если регион не выполнит обязательства по инвестициям, то кредит подлежит досрочному возврату в федеральный бюджет, говорится в поправке.
По подсчётом областного департамента финансов, в случае Вологодской области речь может идти о высвобождении при реструктуризации за три года (2020–2022 годы) 5,8 млрд рублей, которые можно направить на реализацию инвестиционных проектов.
Сумма приличная и, вероятно, могла бы помочь экономическому оживлению региона. Но пока ничего неизвестно о конкретных проектах. Похоже, что и в областном правительстве пока нет чёткого представления о том, что это могло быть. Хотя понятно, что речь идёт именно об экономическом развитии, а не о строительстве дорог или детских садов.
Сергей Авдеев
СамолётЪ