Улётный рецепт. Бруснишное, лесное варенье на зиму
На прошлой неделе мне из деревни (из глубинки Вологодской области) привезли ведро брусники. Прямо из прозрачного леса, из-под сосен, с чистого белого моха. Это было заметно, в ведре вперемешку с ягодами лежали и крупные сосновые иглы, и твердые брусничные листочки, желтые чешуйки с сосновых стволов, попадались даже маленькие шишечки и кусочки неизвестных грибов — видимо собирали ягоду «хапугой».
Делать нечего, пришлось чистить и даже мыть подарок. Получилось 9 килограммов ярких, некрупных, крепких и очень вкусных ягодок.
Я решила часть просто заморозить, из части сделать «толкушку» (перемолоть с сахарным песком), разложить по контейнерам и тоже отправить в морозилку, а из еще одной части сварить брусничное варенье с яблоками.
Пропорция у такого варенья очень простая: 1 кг брусники — 1 кг яблок — 1 кг сахарного песка — пара ложек лимонного сока.
В большую «тефалевскую» кастрюлю я высыпала помытые и обсушенные ягоды и засыпала их сахарным песком, накрыла крышкой, задвинула на верхнюю полку холодильника и оставила все до утра.
Утром взяла миску и пошла в сад (да, забыла сказать, что все дело происходило на даче), собрала несколько крупных, жестких «антоновок». Дома помыла, почистила от семян и нарезала яблоки на тонкие дольки (в варенье они станут прозрачными, похожими на цукаты). Немного сбрызнула их лимонным соком, чтоб не темнели.
Кастрюлю с брусникой — ягоды за ночь уже дали немного красного сока — поставила на несильный огонь, дождалась, когда дело дойдет до закипания и положила туда яблоки. Довела смесь до кипения, проварила минут 5, выключила и оставила до вечера.
Когда варенье (вернее его заготовка) остыла, снова поставила кастрюлю на огонь и снова довела до кипения, сняла пену и снова оставила все, как есть — до утра. Зачем? А чтобы яблоки и брусника напитались сиропом и сохранили свою форму.
Утром я варенье доварила. Нагрела, довела до кипения, убавила огонь, чтобы ягоды не бурлили, и варила минут 15–20. Периодически капая с ложки на столешницу, чтобы проверить готовность варенья — держит его сладкая капля форму или нет. В конце варки я осторожно сняла оставшуюся пенку.
Кстати, некоторые хозяйки советуют добавлять в бруснику немного корицы для вкуса. Я позвонила двоюродной сестре — большой специалистке по заготовкам: «Марина, как думаешь, добавить?». Она ответила: «Ни в коем случае. Весь лесной вкус отобьёшь». Но, наверное, кто-то готов с ней поспорить.
В заранее подготовленные (стерилизованные) баночки я аккуратно разлила еще горячую бруснику, плотно закрыла крышками, укутала полотенцем и оставила остывать. У меня получилось около трех литров — три 700 граммовые банки, одна поллитровая. Остатки я просто собрала в большую чашку — вечером мы пили с новым вареньем чай. С густым, брусничным, ярким, нарядным, очень-очень вкусным — сладким, кислым, горьким, терпким. Дочь сказала: «не убирай его далеко...»
Елена Прекрасная
СамолётЪ