За деньги не купишь. О чём не сказал вологодский губернатор на августовском областном педсовете
Выступление губернатора Вологодской области Олега Кувшинникова на региональном августовском педсовете, который на этот раз прошёл на площадке образовательного центра «Импульс» в формате митапа с очно-заочным представительством образовательных учреждений области, региональных и федеральных экспертов, изобиловало цифрами и инициативами.
Ничего не жалко
Например, глава региона объявил премьеру новый региональный проект «Быть умным — модно». Учителя будут получать по тысяче рублей в месяц за каждого участника регионального этапа всероссийской школьной олимпиады, а победители олимпиады и педагоги, которые их подготовили, получат по 30 тысяч рублей.
Губернатор заранее подсчитал, что стимулирующие выплаты в два раза увеличат количество участников всероссийских олимпиад и конкурсов школьников и к 2024 году выведут регион в ТОП-20 субъектов Российской Федерации по этому показателю.
Идею, что деньги — лучший мотиватор, чем победа в состязании умов, Олег Кувшинников хочет привнести в профтехобразование, предлагая втрое увеличить существующий размер поощрения призёров национальных чемпионатов по профессиональному мастерству среди инвалидов «Абилимпикс» и чемпионатов и соревнований по рабочим профессиям «Молодые профессионалы», а также их наставников. Именно так, по мнению губернатора, нужно стимулировать молодежь к получению среднего профессионального образования.
Похоже, что в определённой степени будущих молодых рабочих приравнивают к аутсайдерам — тем, кто уже обжёгся на рынке труда и собирается получить среднее образование и профессию, — не ту, что нравится, а «востребованную в регионе». Для таких людей «старше 22 лет» запускается ещё один проект «Заочный колледж»: областной бюджет готов профинансировать 500 мест для заочного обучения в учреждениях среднего профобразования.
В Вологодской области продолжится обновление его материально-технической базы. Каждый год на 150 мест будут расти студенческие общежития.
На ремонт 111 детских садов, школ и колледжей область выделит более 1,1 миллиарда рублей. Почти 1600 сельских школьников получат современные залы для занятий физкультурой и спортом. В 42 школах сельской местности и малых городов откроются центры гуманитарного и цифрового профиля «Точки роста»
«В непростой период для экономики региона мы сохранили все обязательства в сфере образования, продолжаем финансирование строительства и ремонта объектов, оснащения их современным оборудованием, стимулирования педагогов и учеников», — заявил губернатор. И это правда.
Что же государство готово потребовать от учеников и учителей в ответ на свою щедрость, беспрецедентную, наверное, для нынешней «трудной годины»? Формально — выполнения планов, заложенных в президентский нацпроект, по которому, как уверяет губернатор, стоится вся стратегия развития образования в регионе. Это задача, согласно которой Россия должна войти в десятку лидеров по качеству общего образования, сформировать эффективную систему выявления и поддержки талантливой молодежи. При этом, как подчеркнул губернатор, цитируя президента, воспитывать подрастающее поколение «следует, опираясь на народные духовно-нравственные ценности, формируя в каждом ребенке гармонично развитую и социально ответственную личность».
Никого не жаль?
Но бывают, к сожалению, и другие требования, о которых напомнили прямо сейчас белорусские события. Требования к учителям пойти на компромисс и сделку со своей совестью, к ученикам — «не высовываться», «знать своё место», а в итоге — отказаться от права выбирать будущее.
На практике такая коллизия выразилась в результатах выборов белорусского президента, которые стали толчком для массовых протестов. Своё мнение по поводу роли в событиях учителей, многие из которых были участниками избирательных комиссий (как, впрочем, и их российские коллеги), выразили и белорусские школьники. В знак протеста против результатов выборов они принесли свои почётные грамоты и дипломы к избирательным участкам, которые располагались в их школах. Дети развесили их на заборах и стенах учебных заведений вперемешку с самодельными плакатами. На стене одной из минских гимназий висит лист с надписью «здесь похоронено наше будущее».
Учителя тоже обиделись, причём, не только в Белоруссии, но и в России. Как все мы помним, у нас в стране тоже совсем недавно состоялось большое голосование, результаты которого у части общества вызвали сомнения.
На эту обиду достаточно оперативно и очень, на мой взгляд, точно отреагировал известный педагог, доктор педагогических наук, директор школы «Апельсин» и Института неформального образования, психолог Дима Зицер.
По его мнению, авторитет и значимость профессии, которыми так дорожат учителя, обязательно должны основываться на нескольких важнейших «столпах», игнорировать которые невозможно. Среди них нет таких вещей, как стремление угодить начальству, умение вытребовать себе (и своей школе) дополнительные материальные блага. Хотя без благ, конечно, тоже жить трудно. Зато в основании древней и уважаемой профессии педагога есть такие понятия, как ответственность. Ответственность за происходящее в сообществе, ответственность за будущее учеников.
«По определению мы должны быть с нашими учениками, — пишет Зицер в своей колонке. — На их стороне. Мы должны гордиться, когда они противоречат нам, высказывая собственные суждения, поддерживать их, когда им тяжело, помогать, если они попадают в трудное положение. Укреплять их и поддерживать, даже когда они неправы. Ведь только из этой позиции мы можем быть услышанными. Это и значит в нашей профессии «быть на стороне правды».
При этом Дима не призывает учителей ни к тому, чтобы обязательно и всегда разделять точку зрения учеников, ни к тому, чтобы в любой ситуации оставаться твёрдыми «борцами» за правое дело. Он всего лишь просит их соблюдать элементарные профессиональные требования: использовать право быть собой, давать возможность быть самими собой своим учениками. А главное — никогда и при каких обстоятельствах не врать им и не манипулировать ими, какими бы благими намерениями не прикрывалось то и другое.
А ещё Зицер просит коллег не бояться.
«Чем рискуют учителя, занимающиеся честно своим делом? Предположу максимально страшное (и малореальное) — увольнением? Ну так их с руками оторвут в соседней школе, если они профессионалы. Существует частная практика, репетиторство, смежные профессии наконец».
Ничего подобного не было сказано в диалоге чиновников и педагогов на официальном августовском педсовете? Возможно всё это, по умолчанию, известно всему педагогическому составу образовательного комплекса Вологодчины. Который, в свою очередь, представляет собой образец для профессионального подражания. Однако, думается, что и полное горечи и надежды напутствие коллеги Зицера имеет право на существование. Перед новым учебным годом оно должно быть услышано и может оказаться совсем не лишним. В конце концов, есть проблемы, которые не решаются одними деньгами.
Юрий Антушевич
СамолётЪ