Человек первой двадцатки. Вологодский мэр — в верхней части рейтинга российских градоначальников
По данным Национального рейтинга мэров, который в этом году составлялся ЦИК «Рейтинг, глава администрации Вологды на протяжении практически всего первого полугодия не покидал первую двадцатку мэров страны.
Конечно, вологжанина Сергея Воропанова по политическому весу и административным возможностям трудно сравнивать не только с коллегами из городов федерального значения — москвичом Сергеем Собяниным или петербуржцем Александром Бегловым, — но и с другими мэрами первой группы рейтинга, которые представляют города, существенно превосходящие Вологду по населению и экономическому потенциалу.
И, тем не менее, можно попытаться выделить те качества вологодского мэра и его подходы к городскому управлению, которые поставили его в один ряд с лучшими, по мнению экспертов, российскими градоначальниками.
Политика «быстрого реагирования»
В начале марта, накануне очередного публичного отчёта Воропанова, который в ноябре прошлого года был переназначен на свой пост, мы писали, что за три последние года вологодский мэр не просто освоился в должности, но успел практическими шагами доказать свою состоятельность и даже во многом преодолеть стойкие скепсис и сопротивление оппозиции.
Доминирующей для команды Воропанова стала политика «быстрого отклика» на запросы вологжан (желательно, ещё до того, как эти запросы будут проартикулированы оппозицией). Она с самого начала проявилась и в мелочах, вроде демонстративного демонтажа табличек на дверях чиновников горадминистрации с указанием «не приёмного дня», и в более значимых вещах, касающихся действительно насущных проблем городского общественного транспорта или сферы ЖКХ.
Показательным стал прошлогодний скандал, связанный с реконструкцией городской набережной Вологды и критикой позиции городских властей частью представителей общественности. Сначала команде Воропанова постепенно удалось сбить волну хайпа и сгладить углы, достигнув определённого компромисса с градозащитниками. Потом случилось осеннее наводнение, доказавшее необходимость реконструкции — без неё последствия паводка были бы гораздо более разрушительными для Вологды. А в марте этого года мэр показал, что «уроки набережной» не прошли для него бесследно — в городе появились новый главный архитектор и «Лаборатория городской среды»- структура, призванная стать центром развития общественных пространств Вологды. И лояльные к власти вологжане, и оппозиция с интересом ждут, чем закончится это смелое сотрудничество с творческими личностями, свободными по духу и взглядам.
Одним словом, в новом году в городе шло планомерное и продуманное «парирование» градоначальником и его командой «вызовов, связанных с коммунальными, экологическими и инфраструктурными проблемами», которые директор Центра политологических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Павел Салин назвал основной линией общероссийской городской повестки.
Второй важнейшей для мэров задачей, по классификации того же Салина, было выстраивание отношений по линии «глава региона — мэр региональной столицы». Эксперт Национального рейтинга, заместитель генерального директора Института региональных проблем Михаил Бочаров полагает, что чаще всего именно «отсутствие связки главы муниципалитета с губернатором региона» становится главной причиной низкой эффективности городской власти. Но у Сергея Воропанова в этом смысле, кажется, всё было в порядке.
Проверка «короной»
В конце марта Россию и Вологду в том числе накрыла волна пандемии коронавируса, заслонив собой все остальные проблемы, в том числе и подготовку к плебисциту по Конституции.
В региональной и местной повестке стала доминировать эпидемиологическая тема, помноженная на экономические проблемы вследствие падения курса рубля. Соответственно, ключевым критерием эффективности для оценки деятельности мэров в ближайшие 2-3 месяца стала способность держать вверенную территорию под контролем в условиях эпидемиологических ограничений и ухудшающейся экономической ситуации. Вопрос с эпидемией в стране стал испытанием для всей власти, независимо от её уровня. Даже в большей степени она коснулась именно регионов и муниципалитетов. И сегодня, пожалуй, уже можно сказать, что Вологодская область в целом и муниципалитет Вологды, в частности, это испытание выдержали.
Отчасти этому способствовало уже упомянутое взаимодействие мэра Воропанова с губернатором Кувшинниковым, отчасти — его способность быстро осваивать цифровые технологии в управлении городом и интерактивное взаимодействие горожанами. Пригодился и уже немалый медийный опыт.
Ещё в прошлом году Сергей Воропанов периодически возглавлял медиарейтинги первых лиц столиц субъектов Северо-Западного федерального округа. В период коронавируса медиаактивность вологодского мэра только возросла. А пиар-находка «времён коронавируса» — ежедневный «прямой» интернет-«эфир» в соцсетях, во время которого мэр подробно рассказывал горожанам о том, что происходит в городе — оказалась настолько удачной, что Воропанов заставил перейти на такую форму общения с населением всех руководителей департаментов и управлений своей администрации. Сам градоначальник перешел на еженедельный график онлайн-встреч с вологжанами. И оправданно — темы уровня мэра стали иссякать, а усталость от ежедневных атак комментаторов нарастать.
Майский рейтинг «Медиалогии», в котором мэр Воропанов находится на первом месте среди коллег — первых лиц губернских столиц СЗФО — с почти двукратным отрывом от ближайшего преследователя-главы администрации Пскова Александра Братчикова, в определённом смысле — отражение информационной политики вологодской администрации и её, политики, апология.
Достаточно просто сравнить «вес» майских информационных поводов Воропанова и Братчикова, на которые обратили внимание эксперты «Медиалогии». В Вологде — присоединение мэра к акции #ВологжанеПобедители, посвященной Великой Отечественной войне, его благодарность строителям, спасшим двоих детей во время пожара. Кроме того, Воропанов успел уверенно заявить, что все запланированные ремонты образовательных учреждений в городе завершатся к 1 сентября. И авторитетно рассказать о том, что «на самом деле» происходит в Вологодской городской больнице № 1, где сформирован пункт обсервации из-за вспышки коронавируса.
Здесь налицо все слагаемые успеха: патриотический жест, внимание к геройскому поступку, большое социальное обещание и успокаивающая демонстрация осведомлённости в больной для обывателя коронавирусной теме.
В июне Сергей Воропанов почти повторил свой майский успех, но уже с более «мирными» информационными поводами, демонстрирующими постепенное возвращение Вологды к нормальной жизни. Мэр, например, рассказал, что в 2021 году начнется строительство школы в микрорайоне Охмыльцево. Также Сергей Воропанов проверил ход строительства современного Ледового дворца и предложил выбрать для него название с помощью голосования. Помимо этого, вологодский градоначальник принял участие в голосовании по проекту «Народный бюджет ТОС», в ходе которого вологжане выбирают инициативы для реализации в 2021 году.
Можно вспомнить ещё и поддержку малого и среднего бизнеса, сохранение которого для мэрии Вологды является жизненно важным приоритетом. И адекватную в глазах населения реакцию мэра на «косяки» коммунальных подрядчиков, как было в случае с некачественным покосом травы, за который Сергей Воропанов категорически отказался платить.
Звено системы
Ещё в начале пандемии эксперты предсказывали, что в этой непростой ситуации мэры будут полезны и смогут проявить себя: если власть сумеет сохранить спокойствие людей, то всё будет хорошо.
Опыт мэра Вологды показал справедливость этих прогнозов. Сергею Воропанову пока удаётся достойно преодолевать проблемы, которые подбрасывают жизнь и природа благодаря наличию сразу нескольких важных качеств и условий. Это умение слушать и слышать людей, выстраивать отношения с региональным руководством, с бизнесом, работать с командой и опираться на профессионалов.
Всё это, впрочем, отличает всех участников группы лидеров их Национального рейтинга мэров. И делает их важным звеном меняющейся политической системы страны. Что было подчёркнуто фиксацией в Конституции уже фактически складывающегося уклада — общности всей власти в стране, того, что власть в России — единая.
И в том, что именно в воропановской Вологде народ, голосуя за поправки к Конституции, отдал 70,5% голосов, в том числе «за» такое единство, есть большая заслуга вологодской муниципальной власти, кажется, доказавшей людям свою адекватность. Главное — не сглазить.
Сергей Михайлов
СамолётЪ