Мишустин заболел вовремя? Как коронавирус проводит смену кабинета министров
Россия стала второй после Великобритании крупной страной, где один из высших чиновников заразился коронавирусом. Но дело даже не в этом. В связи со «скоропостижной» болезнью российского премьера вспоминается почему-то январская пресс-конференция вологодского губернатора Олега Кувшинникова, на которой он прокомментировал отставку Дмитрия Медведева и его кабинета. Запомнился даже не ответ Кувшинникова, а ремарка задавшей вопрос коллеги по поводу того, что отставник Медведев как премьер, да и как президент был «не очень».
Похоже, что и Мишустин тоже оказался «не очень». Технический премьер, прагматик и «системщик» приходил реализовывать победоносные национальные проекты, призванные одновременно и разогнать экономику, и поднять авторитет мудрого президента Путина до «крымских» высот. Но случился коронавирус и все планы полетели в тартарары. Оказалось, что техническое правительство Мишустина абсолютно не готово работать в условиях серьёзного, разрастающегося кризиса. Кризиса социально-экономического, когда страх и усталость населения от фактического «домашнего ареста» усиливается нарастающей деградацией экономики — от падения промпроизводства до вымывания из неё малого и среднего бизнеса.
Реакция руководства страны на кризис до последнего времени заключалась в минимуме реальных мер поддержки населения и экономики и максимуме словесных интервенций. В последние дни самым популярны выражением у членов правительства и комментаторов стал термин «плато коронавируса», воспринимаемый практически всеми как надежда на перелом и выход из той дурной реальности, в которой живёт страна: то есть ослабление карантина и перезапуск экономики.
Между тем статистика инфицированных плохо стыкуется с ожиданием заветного плато. Мало того, вирус начинает косить ряды командного состава — новости о болезни премьера Михаила Мишустина, руководителя Федерального медико-биологического агентства Вероники Скворцовой и других высокопоставленных чиновников в правительстве и Администрации президента и идут вразрез с проложенным курсом на скорый выход из изоляции к рабочим местам.
С другой стороны, и не выходить к рабочим местам нельзя — экономика ждать не может. НЕ случайно накануне праздников появилось президентское указание правительству спешно готовить масштабную программу выхода из кризиса. Раз появилось президентское указание, значит, у премьера Мишустина такой программы за апрель не появилось. Значит, он, Мишустин, как не справившийся, должен был удалиться в больничную палату, уступив место тому, кто, по мнению Путина, справится с задачей лучше — бывшему президентскому помощнику Белоусову. Автору, кстати, концепции нацпроектов на 26 трлн рублей, идеи повышения НДС с 18 до 20%, а также скандального предложения профинансировать «майский указ» Путина за счет крупного бизнеса. Белоусов — жёсткий государственник, верит в «кольцо врагов» вокруг России, а в 2014 году был единственным, кто из экономического окружения Путина поддержал присоединение Крыма.
Как отмечают комментаторы, в Белоусове может настораживать двусмысленное название защищенной им ранее диссертации — «Имитационное моделирование механизмов формирования оборотных средств». От имитаций и.о. премьера придётся отказаться, время имитаций прошло, времени нет не только на имитации, но и на раскачку. Белоусову придётся кардинально менять подходы к решению проблем. Если Мишустин честно пытался применить к «нестандартной ситуации традиционную модель решения», то Белоусов будет вынужден искать аварийные стратегии и внедрять их в «режиме экспромта». С большим риском и для страны, и для власти, прежде всего, президентской. Поскольку затягивание с решениями может сделать скатывание в кризис уже неуправляемым.
Сегодня угрозу представляет всё, в первую очередь чрезмерная сфокусированность системы управления на личности президента. С учётом этого даже пришлось проводить смену Мишустина на Белоусова через специальный президентский указ, чего не было никогда при болезнях прежних премьеров. Просто потому, что в таких случаях первый зам премьера автоматически становится врио председателя правительства.
Сейчас же, скорее всего, речь всё-таки идёт об отставке. Но пока неофициальной. Официальную не хотят проводить — это чревато проблемами с трактовкой текущего статуса Конституции России. А её новом, «путинском» варианте премьера можно убрать, не распуская правительство. Но тогда надо признать, что до сих пор не проведённое (но и не отменённое) «общенародное голосование» — фейк и новая Конституция уже вступила в силу. Но и распускать весь кабинет по-старому Путин не хочет — это ударит по его имиджу и может окончательно разбалансировать управление страной.
Если не получится и у Белоусова, Владимиру Путину придётся взять на себя всю полноту политической ответственности за ухудшающуюся из-за эпидемии COVID-19 социально-экономическую ситуацию.
Илья Неведомский
СамолётЪ