«Лента» просела в «переходный» период. Почему убытки нового актива не пугают Алексея Мордашова
«Лента», которую прошлой весной «Севергрупп» Алексея Мордашова приобрела у TPG Group, отчиталась о получении чистого убытка по МСФО за 2019 год в размере 2,1 млрд рублей. Показатель EBITDA уменьшился на 6,2%. В 2018 году компания получила чистую прибыль в 11,8 млрд рублей.
Накануне GDR «Ленты» снижались на Лондонской бирже на 0,51%, до 2,91 доллара, сообщает ПРАЙМ.
Опрошенные агентством эксперты указывают, что помимо влияния со стороны сжимающегося потребительского спроса, — это влияние ощущают на себе все ритейлеры — в случае с «Лентой» дополнительным негативным фактором стал рост операционных затрат темпами, опережающими рост выручки. Так, к примеру, считает аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.
В прошлом году операционные издержки ритейлера росли в 3-4 раза быстрее выручки. Коренев связывает это с тем, что «Лента» постепенно меняет модель развития — с экстенсивной на интенсивную, минимизируя при этом издержки и повышая эффективность операционной деятельности. «В переходный период такие существенные трансформации очень часто приводят к „просадкам“ основных финансовых показателей компании», — отмечает эксперт.
А вот аналитик ИК «Велес Капитал» Артём Михайлин считает, что главные проблемы «Ленты» — это изменение предпочтений потребителей и высокая конкуренция, которая приводит к негативной динамике в бизнесе гипермаркетов.
Тот же «Магнит» в начале февраля отчитался по МСФО за 2019 год о сокращении своей чистой прибыли сразу на 49%.
«Люди все чаще предпочитают закупаться впрок онлайн, а не в гипермаркетах. Также покупатели стали чаще ходить в магазины „у дома“ — зачастую они предлагают условия не хуже гипермаркетов, и до них проще добраться», — полагает Михайлин.
Сам Алексей Мордашов прокомментировал ситуацию с «Лентой» каналу Россия 24 в конце января на форуме в Давосе. Предприниматель назвал приобретение контроля над «Лентой» «стратегической покупкой»: «Мы видим изменение парадигмы в розничной торговле, — сказал тогда владелец „Северстали“ и „Севергрупп“. — Мы находимся на пороге изменения модели розничной торговли: она должна стать более удобной, комфортной для клиента, в большей степени полагаться на продажи через Интернет». По словам Мордашова, у него было понимание, что имеющегося в его распоряжении компании «Утконос» (лидера онлайн-торговли продуктами питания, СамолётЪ) было недостаточно для полноценного развития новой модели ритейла. Приобретение «Ленты» позволило этому процессу приобрести должный масштаб. Кроме того, «Лента» была привлекательна с точки зрения своих технологий, в том числе в сфере IT.
«Для нас очень плохо, что у людей падают доходы и они начинают реже ходить в магазины, — заявил Алексей Мордашов. Это плохо для всей российской экономики. Мы видим, что под определённым давлением находится сегмент гипермаркетов. Но, на мой взгляд, это дополнительный повод, чтобы всё-таки создать правильную модель розничной торговли, способную соответствовать вызовам рынка».
В этом году «Лента» планирует инвестировать в капитальные затраты около 4% выручки. При этом компания уменьшит инвестиции в органический рост и логистическую инфраструктуру, но увеличит траты на IT и цифровой маркетинг.
По мнению начальника управления торговых операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгия Ващенко, оптимизация капзатрат и совершенствование IT-системы позволят «Ленте» получить положительный денежный поток, однако по итогам первого квартала заметного роста эффективности не ожидается.
Сергей Авдеев
СамолётЪ