Против лома нет приема?

 

 

 

 

 Жалобы металлургов, столкнувшихся с истощением внутреннего рынка стального вторсырья, услышаны. Российские власти намерены ограничить экспорт металлолома из страны.

 Речь идет о запрете перевалки лома через порт Санкт-Петербург – транспортный узел, через который перегружается треть этой продукции. Хотя соответствующее постановление правительства РФ еще не подписано, его успел проанонсировать вице-премьер Сергей Иванов.
 

 

Заявление о прекращении экспорта металлолома из санкт-петербургского порта Сергей Иванов сделал на расширенном заседании коллегии Минтранса. И, судя по всему, это только начало. Во всяком случае, по мнению вице-премьера, экспорт металлолома из России постепенно должен сходить на нет. «Прет, как из гнилой трубы», - так Иванов охарактеризовал интенсивность вывоза лома из российских портов. В то время как отечественные металлурги не устают жаловаться в правительство на нехватку лома для внутренней переработки.
 

 - Рынок металлолома сегодня – «тяжелый» рынок, - говорит источник в одной из металлургических компаний. Все «сливки» с него за последние годы мы уже успели снять. То, что осталось сегодня, это, в основном, легковесный лом – отходы продукции автопрома и производителей бытовой техники.
 

В этих условиях и сами ломозаготовители, и металлурги вынуждены заниматься переработкой всей этой некондиции до состояния, пригодного к использованию в сталеплавильных печах, инвестируя в соответствующее оборудование. Естественно, цена лома растет. Правда, рост цены еще отнюдь не является гарантией качества. «Слишком много,- говорит источник, - на рынке недобросовестности и мути».
 

К тому же, ценовые скачки могут приводить к серьезным потерям рентабельности металлургических предприятий. Так, к примеру, произошло с «Северсталью», сделавшей в кризисный год большой зимний запас лома на очередном пике его  цены. А потом, когда обрушились цены на металлопрокат, вынуждена была долго держать этот запас на складе – слишком дорогой получалась сляба. Дешевле оказалось производить сталь из чугуна собственного производства.
 

Российские металлурги в борьбе за свою рентабельность стараются сбивать цены на лом. И пока они за пределами России выше, чем внутри, экспорт лома остается высокорентабельным.
 

По данным аналитического отдела агентства «Портньюс», в 2010 году объем перевалки лома через российские порты вырос на 10%, до 2,96 млн. т. При этом через петербургский порт было отгружено около 1 млн. т. В 2011 году объем перевалки лома продолжает расти. В частности, по данным морской администрации порта Санкт-Петербург, в январе 2011 года в городе было обработано 85 тыс. т лома, что на 35% больше, чем в январе прошлого года, и в 4,8 раза больше, чем в январе 2009 года. Рост перевалки лома связан с ростом цен на это сырье. Например, согласно отчету за третий квартал компании «Вторчермет», в третьем квартале 2010 года цены на лом черных металлов были на 30% выше, нежели годом ранее.
 

Источник в порту Выборга (через него идет перевалка незначительных объемов лома) рассказал РБК daily, что ограничение экспорта металлолома связано с желанием оставить металл внутри страны. «Цены в России и за рубежом очень разные, поэтому лом и вывозят, а хочется оставить его тут», — говорит он. При этом по его данным, ясность в вопросе, какие из портов смогут работать с металлоломом, появится лишь после выхода соответствующего постановления правительства РФ.
 

Ограничение экспорта лома может отчасти помочь металлургам, но негативно скажется на бизнесе ломозаготовителей и транспортных компаний. К примеру,  Первая стивидорная компания (входит в группу компаний «Морской порт Санкт-Петербург», которая, в свою очередь, является частью холдинга UCLH Владимира Лисина), «Петролеспорт» («Н-Транс») и «Тетрамет», которые занимаются перевалкой лома в порту Петербурга. В управлении по связям с общественностью «Морпорта СПб» сообщили, что на лом приходится около 2% грузооборота группы.
 

В двух компаниях, занимающихся скупкой лома черных металлов, предположили, что объемы, которые сейчас идут через порт Петербург, будут перенаправлены на строящийся порт в Усть-Луге.
 

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов оценивает рентабельность экспорта лома в 12—18% в зависимости от типа сырья и региона поставки. При этом он считает, что полный запрет на экспорт лома может привести к массовым банкротствам ломозаготовителей, безработице, ухудшению социально-экономического положения во многих регионах. В новейшей истории России власти неоднократно пытались ужесточить меры в отношении экспорта лома, но впоследствии их либерализовывали, напоминает аналитик.

«РМ»
27.03.11.

Фото: «РМ»

Закаляют новую сталь

 «АвтоВАЗ» заключил с металлургами долгосрочные контракты на сталь, однако не исключает роста цен на автомобили. Стоимость металлопроката от Магнитогорского и Новолипецкого металлургических комбинатов для автопроизводителя увеличилась, но в меньшей степени, чем того требовала «Северсталь».
 Магнитка и НЛМК закроют 95% потребностей завода в металле. Автогиганту пришлось согласиться на повышение цен, однако стоимость выросла не так значительно, как предлагала ранее «Северсталь», поставлявшая до 60% от потребностей завода в стали.
Отгрузка металла «АвтоВАЗу» новыми поставщиками начнется в апреле.
Общая доля поставок «Северстали», с которой о цене проката договориться не удалось, в дальнейшем не превысит нескольких процентов. Компания будет поставлять автоконцерну только те продукты, которые не могут производить российские металлургические компании по причинам ограниченности возможностей существующего оборудования или низкого качества.
 «Все повышения цены на автомобили Lada мы всегда соизмеряем с рынком: понятно, что стоимость наших автомобилей очень важна для потребителей. Если цена на металл будет расти, а такая ситуация возможна, мы будем вынуждены соразмерять с ней себестоимость и конечную цену, – говорит директор по внешним связям «АвтоВАЗа» Игорь Буренков.
 Похожую позицию занимает и Олег Сиенко, гендиректор Уралвагонзавода, компании, которая тоже активно спорила с металлургами по ценам на металл. «Наш спор с металлургами в достаточной степени вынужденная мера, - говорит Сиенко, - нам надо обслуживать кредиты, платить зарплату, платить налоги. Наше производство полностью зависит от цен на металл. Любое движение в сторону увеличения цен лихорадит производство. Когда нам поставщики увеличивают цены на 15—30%, мы не можем на это пойти, поскольку не можем увеличить наши мощности. Нет такого тарифа на грузоперевозки, чтобы вагон себя окупал, если мы поднимем на него цену. Мы понимаем металлургов — у них тоже выросла стоимость сырья, но основная часть компаний имеет собственную сырьевую базу. Мы не можем ориентироваться на мировой рынок, определяя цены на вагоны. Мы не можем поставлять вагон по 130 тыс. евро, чтобы у нас была хорошая рентабельность».


Источники: РБК, Газета.ру

 

Поделиться
Отправить