Отстали на 100 лет. Богатыми бедных россиян могут сделать улучшения в образовании, здравоохранении и… развитие металлургии
Накануне Всемирный банк обнародовал исследование «Насколько богата Россия», из которого следует, что подушевое богатство среднего россиянина составляет лишь четверть от показателя развитых стран. Под богатством эксперты банка понимают некое интегральное понятие, включающее в себя оценку человеческого капитала, природных ресурсов, произведенного капитала, а также чистых зарубежных активов.
Прошли благословенные времена высоких цен на нефть начала нулевых, когда экономика России времён молодого президента Путина росла высокими темпами, а глава государства ставил реальные задачи, например, догнать по уровню жизни Португалию. В период с 2000 по 2017 год объем совокупного богатства России в постоянных ценах 2017 года вырос на 73% — с 753 трлн до 1306 трлн руб. А подушевой показатель россиян за этот период увеличился на 76%, до 8,9 млн руб. ($152,5 тыс.).
Теперь даже премьер Медведев не обещает в своём последнем интервью экономического роста выше 1,5%, страна давно живёт в условиях падения нефтяных цен и стагнации доходов.
Как пояснил в комментарии к отчёту главный экономист банка по России Апурва Санги, всеобъемлющая оценка богатства России проводилась впервые, подготовка отчёта заняла около двух лет, были использованы данные вплоть до 2017 года. По словам эксперта, концепция богатства в отчёте кардинально отличается от концепции дохода и ВВП.
"Если провести сравнение с персональными доходами, то доход — это ваша зарплата, а богатство — все активы, которыми вы обладаете«,— говорит господин Санги.
Человеческий капитал (измеренный как дисконтированная величина заработка в течение всей жизни человека) занимает самую большую долю в богатстве (в РФ — 46%, в странах ОЭСР — 70%), на произведенный капитал приходится 33% (в основном это здания и сооружения, оборудование), на природный капитал — еще 20% (возобновляемые и невозобновляемые ресурсы), на чистые иностранные активы (зарубежные активы и обязательства страны) — остающийся 1%.
Главный прирост за последние 17 лет обеспечил в первую очередь человеческий капитал (47,2% прироста), на произведенный пришлось 37,6%, на природный — 15,5%, по чистым иностранным активам отмечен спад на 0,2%, отмечается в исследовании.
Средняя «отдача от богатства» в России (отношение ВВП к богатству) в период 2000–2017 годов составляла около 7%, что примерно соответствует показателю стран с высоким и выше среднего уровнем дохода, но заметно ниже, чем у развивающихся экономик (в Восточной Европе — 8–10%).
Однако, подчёркивают эксперты ВБ, высокие темпы роста общего благосостояния РФ, характерные для начала 2000-х годов, сейчас снизились из-за застоя в росте человеческого капитала и сокращения нефтегазового богатства.
Что касается размера человеческого капитала в России, то он сейчас составляет лишь одну пятую от среднего по государствам ОЭС. И это несколько удивляет даже самих исследователей, поскольку они говорят, что образовательные достижения России в некоторых областях даже выше, чем в ОЭСР. Так, например, доля работников с высшим образованием в общей численности занятых в экономике в России выше, чем в странах ОЭСР. При этом качество образования, которое оценивается с помощью некоторых стандартных глобальных тестов, соответствует уровню ОЭСР. Одно из возможных объяснений, полагает упомянутый уже Апурва Санги, заключается в том, что россияне не получают достаточной отдачи от образования.
Риск сокращения нефтегазового богатства связан с неопределенностью цен на сырье и инициативами глобальной декарбонизации. Хорошая новость от исследователей ВБ заключается в том, что в обозримом будущем в мире будет расти востребованность металлов, в том числе из-за более высокого спроса на них при производстве электромобилей и ветровых станций, при этом у российских производителей есть преимущество того, что в металлургии зачастую используется более чистая энергия ГЭС.
В докладе эксперты Всемирного банка советуют российским властям наращивать человеческий капитал за счет улучшения систем образования и здравоохранения, а произведенный — за счет препятствования созданию картельных соглашений (особенно в области госзакупок) и продвижения принципа конкурентного нейтралитета среди госкомпаний и частного сектора. Ещё две рекомендации ВБ касаются защиты возобновляемых ресурсов (в первую очередь лесов) и обеспечения более равномерного распределения отдачи от богатства — эксперты полагают, что пока налоговая система России способствует этому в меньшей степени, чем в развитых странах.
Помимо федерального руководства свои уроки из выводов исследования ВБ могут извлечь и регионы.
Вологодской области, например, можно радоваться, пожалуй, лишь тому, что на её территории расположено основное производство и штаб-квартира одного из крупнейших производителей чёрных металлов — «Северстали». А также большим запасам лесных ресурсов, которые, впрочем, нуждаются, как показал последний лесной форум, в существенно лучшем использовании и бережном отношении. Есть в последнее время некоторые позитивные изменения в налоговой системе региона, давшей предпринимателям ряд обещанных губернатором перед выборами преференций. Но в целом система остаётся ориентированной не на справедливое перераспределение налогов, а на максимизацию доходов бюджета и крупнейших корпораций.
Что касается «Газпрома», прокачивающего газ на Запад через территорию области, то он, вероятно, будет всё больше терять свои позиции одного из главных доноров бюджета Вологодчины.
С человеческим капиталом пока всё тоже не радует. Особенно в том, что касается здравоохранения: ремонты и строительства больниц и ФАПов не могут заслонить безрадостную статистику, за которой стоит последовательное уменьшение финансирования здравоохранения из областного бюджета и растущий дефицит квалифицированного медицинского персонала. Хотя именно медицина могла бы стать для области сферой максимизации отдачи от в целом неплохого образования.
Система высшего и среднего специального образования региона уже некоторое время находится в ситуации затянувшейся реструктуризации: масса возникающих на местах (и спускаемых сверху) инициатив постоянно обсуждаются на разных площадках, в том числе с участием бизнеса и власти, но пока не могут дать той самой осязаемо высокой отдачи, о которой ведут речь эксперты Всемирного банка.
Интересно, что скажет сегодня по этому поводу губернатор Вологодской области Олег Кувшинников во время своей Прямой линии?
Илья Неведомский
СамолётЪ