Возите деньги самолётами! Коррупция в России стала отраслью экономики и стилем жизни чиновников
Но сначала о примечательном событии, произошедшем в аэропорту города Череповца, принадлежащего местному стальному магнату Алексею Мордашову, чья авиакомпания «Северсталь» возит состоятельных людей города в разные города (в основном, конечно, в Москву и Питер).
Вам посылка
Так вот 10 ноября выяснилось, что самолёты «Северстали» возят не только людей или, например, их домашних животных, но ещё и наличные деньги. Сотрудники транспортной полиции обнаружили на борту прибывшего из столицы воздушного судна коробку с 12 млн наличных рублей и 70 тыс. евро. Всё это добро сопровождала сотрудница ООО «НКО «Финчер» (бывш. НКО «Бринкс») — небольшая по размеру активов столичная небанковская кредитная организация. Ключевые направления деятельности — обслуживание сетей АТМ кредитных учреждений, а также инкассация, обработка и зачисление денежной наличности клиенту на счет, открытый в любом банке. Источниками фондирования являются средства кредитных организаций на счетах незавершенных расчетов и собственные средства (капитал). НКО, отмечает портал banki.ru, не входит в систему обязательного страхования вкладов физических лиц. Насколько можно судить, единственным прегрешением «Финчера» перед законом было вынесенное ещё в 2014 году предупреждение Банка России за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов.
Все остальные действия компании были вполне законными, в том числе и регулярная (раз в неделю) доставка наличности в Череповец с 2016 года самым неброским (а, значит, надёжным) способом. Поэтому все эти вопросы, типа «зачем наличные деньги возят в Череповец?» или «насколько серьёзные силы стоят за этим делом?», или «замешан ли здесь владелец «Северстали?», которые сейчас подвесили в воздух падкие до хайпа местные СМИ, на самом деле не имеют смысла. Самый правильный ответ: а вам какое дело? Если, конечно, компания не нарушает закон и работает по соглашениям с заказчиками. Судя по информации, имеющейся у Самолёта, пока никаких нарушений у «Финчера» не обнаружено. Хотя в ситуации сейчас разбирается транспортная прокуратура и, вероятно, уже на следующей неделе все точки будут расставлены по своим местам.
Если уж говорить о вопросах, то нас, например, больше интересует, зачем к чужим деньгам полезли череповецкие менты, которые почти четыре года не обращали на них внимание? И если продолжить эту, популярную сейчас в Череповце игру «в вопросы», чаще всего риторические, то можно спросить: откуда такая внезапная бдительность? Кто-то захотел звёздочку на погоны? Или попробовать пошантажировать адресата посылки?
Наверное, никакого скандала в череповецком аэропорту не было бы, если бы его фигурантам не было прекрасно известно, что в стране...
Воруют
И много воруют, как говорил герой старой комедии Юрий Деточкин. Сколько? Этого вам не скажет никто. Даже замначальника управления по борьбе с правонарушениями в сфере распределения и использования бюджетных средств ГУЭБиПК МВД полковник Севастьянов, который только что обнародовал ущерб, нанесённый государственными ворами только за первые 8 месяцев 2019 года: 102 млрд руб. И это только там, где уголовные дела удалось довести до конца. Это вам не жалкие череповецкие 12 лимонов. Но, похоже, и далеко не всё украденное. Точной и окончательной суммы полковник Севастьянов, понятно, не знает, но знает, что «коррупция правомерно рассматривается как одна из системных угроз безопасности Российской Федерации». А ещё, что «вопросы противодействия коррупции продолжают оставаться в числе приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел» (это о череповецкой транспортной полиции, что ли?). Судя по случаю в аэропорту, по законам, отчётам и нацпроектам, в России идёт отчаянная борьба коррупционерами. На каждую бюджетную копейку составляются десятки справок и докладов. Тендеры проводятся по любому поводу, едва ли не для того, чтобы купить пару гвоздей. Казалось бы, как тут украсть?
Но воруют. Да так, что просто диву даёшься. Да, что мы с вами — сам президент, похоже, обалдевает от наглости коррупционеров, умудряющихся с одного только космодрома Восточный снимать по два-три «урожая» в десятки «ярдов», уже после того, как прежние воры пойманы и посажены.
Самое интересное, что давно известно, где нужно искать коррупционный «корень», потому что не все чиновники у нас имеют равный доступ к казённым деньгам. Например, обозреватель dp.ru Дмитрий Прокофьев делит российских начальников на четыре категории.
Первую, самую многочисленную категорию составляют офисные клерки, обладающие более—менее приличной зарплатой, и настолько заваленные бумажной работой, что им и подумать некогда о том, чтобы покуситься на бюджет. Именно для них и придуманы все эти конкурсы и тендеры.
Во второй находятся те, кто мог бы воровать, но не воруют, во-первых, из-за того, что у них на самом деле высокая зарплата, а, во-вторых, из-за опасения лишиться вообще всего, случись попасться на воровстве.
Третий слой — это так называемая каста неприкасаемых, которым можно делать что угодно, и под каток «борьбы с коррупцией» они не попадут никогда.
«Даже если у такого человека арестуют всех заместителей и помощников, — пишет Прокофьев, — он в телекамеру скажет, что впервые о них слышит».
Четвёртая категория, настоящая «группа риска» состоит из тех начальников, кто имеет возможность обращать бюджетные средства в свою пользу, пользуется этой возможностью, но «не может точно определить границу, где заканчиваются государственные деньги и начинаются деньги «старшего по званию». Именно из-за этого представители этой чиновничьей страты и запутывается в сетях закона.
С так называемой коррупцией в России, уверен Дмитрий Прокофьев, проблема заключается именно в том, что она переросла кустарный уровень: достигла масштабов самостоятельной отрасли экономики. Сегодня начальники больше практически не «тярят по карманам», то есть не лезут в хранилища государственных наличных и взятки «от кого попало» не берут, тем более не посылают их коробками в самолётах.
Сегодня каждое «хищение бюджетных средств»- это обязательно какой—нибудь «гос-нац-проект», сто раз утверждённый во всех инстанциях, с легальными персоналом, отчетностью, зарплатами и т.д. Могут иметься даже выполненные работы, увеличивающие объемы ВВП.
Здесь возникает ещё одна проблема — если упомянутые проекты совсем запретить — будет ещё хуже: без того стагнирующая, на 70% государственная экономика России совсем встанет.
Тотальная порча
Но пагубная роль коррупции не исчерпывется одними только материальными потерями, или, как только что выяснил МВФ, потерями в эффективности госкомпаний. Главная беда в том, что коррупция в полном значении этого слова (от лат. corruptio «подкуп, продажность; порча, разложение; растление») портит все здоровые системы государственного организма и рождает массу «лишних» людей, которые просто не могут больше жить в такой вот испорченной стране. Именно об этом результат последнего опроса социологов «Левада-центра», согласно которому в России установлен новый антирекорд: больше половин молодых россиян хотят уехать за границу. Заметно выросло и число состоятельных людей, задумывавшихся об эмиграции. У большинства эти мысли возникают на фоне беспокойства за будущее детей.
Самый же, пожалуй, наглядный пример государственной «порчи и разложения» — позор допингового скандала, в котором страна живёт уже пятый год. Санкционированный некогда с самого верха и достигнутый услужливыми функционерами буквально «любой ценой» успех Олимпиады в Сочи, отрыгнулся нам допинговым «похмельем»: отстранением спортсменов и целых команд, очередными олимпиадами без флага и гимна. И самое противное в том, что до самого последнего времени уже не те же самые — другие, но такие же чиновники от спорта полагали, что можно продолжать обманывать весь мир и это сойдёт с рук.
Не сошло. Теперь России больше не верят. Во всяком случае, в спорте. Наша спортивная система продолжает разрушаться. Сегодня есть вероятность, что страну снова не пустят не только на Олимпиаду, но и на чемпионат Европы по футболу из-за того, что в электронную базу проб Московской лаборатории были внесены изменения — это не случайное удаление файлов, они касаются всей структуры. Материалы находились под контролем СК, поэтому люди, вносившие изменения, — это, вероятно, спортивные чиновники высшего уровня, наделенные властными полномочиями, заявил в интервью «Би-би-си» глава РУСАДА Юрий Ганус:
«Чиновники защищают свои ошибки — пытаются выйти из этого порочного круга, но заходят еще глубже. Дна мы еще не достигли, еще года три будем в состоянии кризиса. Нам нужны реальные изменения с точки зрения политики, а у нас традиционно все ждут решения царя. Если мы пропускаем Олимпиады, то многие спортсмены просто покинут российскую юрисдикцию. Это трагедия и ужас».
Илья Неведомский
СамолётЪ