Не «должны смеяться дети»? Почему жители вологодского микрорайона Бывалово протестуют против строительства детского сада
Массовыми протестами, кажется, уже никого не удивишь — в последнее время они стали распространённым явлением. Против чего только не протестует наше население, реально уставшее от падения уровня жизни, роста социального расслоения и ощущения бесправия человека перед системой.
На памяти прогремевшие на всю страну митинги против пенсионной системы, свалки в Шиесе, строительства храма в Екатеринбурге, подтасовок на московских выборах...
Но чаще «на местах» народ протестует по более прозаическим поводам, хотя повод — часто только повод, а причина недовольства прячется где-то глубоко в душе протестующих и даже не всегда ими осознаётся. Или же, наоборот, старательно скрывается за другими аргументами.
Когда начинаешь разбираться в том, почему жители Череповца протестовали и продолжают протестовать против использования так называемого «Пуловского леса» под строительство жилья, а вологжане — против предложенного властью варианта благоустройства набережной, в глубине вопроса обнаруживаешь не столько природоохранный пафос или эстетические разногласия, сколько обиду. Люди обижены тем, что чиновники, которые всегда «знают, как лучше», не потрудились поинтересоваться их мнением не после, а до то того, как что-то затевать.
С другой стороны, иногда и попытка власти найти компромисс наталкивается на яростное сопротивление населения. Как было некоторое время назад в череповецком Заречье вокруг проекта строительства очередного супермаркета известной вологодской сети. Она (сеть) пыталась с помощью властей «продать» магазин жителям микрорайона в обмен на строительство благоустроенного сквера. Жители восприняли эту мягкую «торговую» экспансию как попытку покуситься на их суверенитет над «территорией обитания». В каждом выступлении тогда звучала одна пламенная мысль: «мы эту заповедную территорию выбрали, оплатили, обустроили и хотим сами решать, чему здесь быть, а чему — нет». В тот раз власть и коммерсанты отступили. В том числе и потому, что почувствовали моральную правоту оппонентов.
Но бывают и другие примеры, когда моральная правота — на другой стороне. Один из них — конфликт вокруг строительства детского сада в районе улицы Ярославской в областном центре.
Здесь находится свободная территория, которая ещё в далёкие 1980-е годы была запланирована под строительство двух детских дошкольных учреждений. Но успели построить только одно. Дальнейшие события в жизни страны и города к «продолжению банкета» как-то не располагали.
За эти годы участок превратился в заросший и заброшенный пустырь, к которому местные жители привыкли и начали воспринимать его (как, кстати, и череповецкие защитники «Пуловского леса») в качестве своей «заповедной» территории.
Ну, а городская власть тем временем столкнулась с демографическим подъёмом, в том числе и в Бывалово, а вместе с ним — с дефицитом мест в детских садах. Молодые мамы с детьми, желающие поскорее выйти на работу, начали забрасывать вопросами и требованиями одновременно и городскую, и областную власть, которые ответили им анонсом большой инфраструктурной программы, позволяющей «обеспечить местами всех вологодских детей в возрасте до 3 лет, и к 2021 году на 100% выполнить указ президента о доступности дошкольного образования». В числе прочих объектов вспомнили и о бываловском пустыре.
Местные мамы восприняли решение о начале строительства с воодушевлением. Сегодня молодые семьи не получают такой поддержки, какая оказывалась в советское время, рассказывала автору этих строк член комитета ТОС «Бывалово», а «по совместительству» мама маленького ребёнка Ирина Бакуркова. «Всем хочется поскорее выйти на работу, потому что у всех ипотеки, а невеликие пособия по уходу за ребёнком государство платит только до полутора лет, и бабушки после недавней пенсионной реформы тоже не помощницы», — говорит Ирина. Поэтому место в детском саду — то немногое, на что может сегодня надеяться молодая семья, желающая поскорее окрепнуть и встать на ноги.
Увы, но эти надежды не разделяют жители двух домов, расположенных в непосредственной близости от будущего сада. Аргументы у противников строительства разнообразные, и число их всё время растёт, что, в общем, свидетельствует: дело не в этих аргументах. Не в том, например, что пустырь якобы будущая «парковая зона», и не в том, что подъезды к будущему детскому саду сделают дворы «загазованными» и «небезопасными». И уж тем более не в том, что, как утверждают «защитники пустыря», демографическая ситуация в Бывалово «значительно поменялась»: большинство жителей района — это люди старшего поколения, у которых «другие запросы и интересы».
В этих утверждения почти всё — неправда, за исключением, думается, «запросов и интересов». Их квинтэссенцией стала поразившая автора фраза одной из активисток, заявившей, что ей через два года на пенсию, поэтому она «не хочет, чтобы здесь шумели дети». Поражает именно этот циничный эгоизм, лежащий в основе громкого протеста, прикрытого для отвода глаз благими намерениями. Двадцать лет, прожитых под девизом «морально то, что нам выгодно, а общечеловеческую мораль и права человека придумали пиндосы» — всё-таки не прошли бесследно.
К счастью, так сегодня рассуждают далеко не все. И тех, кто думает по-другому, таких, как Ирина Бакуркова и её коллеги, становится всё больше. Для них проблемы, обозначенные противниками детсада, и не проблемы вовсе. Потому что парковая зона через два года будет создана в соседней (двести метров) Осановской роще по программе «Комфортная городская среда», обеспечение безопасных подъездных путей — тоже «дело техники». Зато микрорайон получит новый детсад для 220 детей с дополнительными рабочими местами, а его мамы — надежду на лучшее будущее...
«А территорию вокруг сада мы бы озеленили, — пообещала на прощание Ирина Бакуркова. — Тем более, что на придомовой территории рядом с будущим детсадом у нас такие красивые сосны растут».
Марина Мельникова
СамолётЪ