Алексей Кожевников: «Побольше внимания к проблемам предпринимателей, и всё будет хорошо»
СамолётЪ поинтересовался тем, что привело федерального чиновника в родной регион?
— Сейчас большой тренд в нашей работе — на поддержку экспортных усилий по всей стране: мы активно ездим по регионам для того, чтобы измерять «температуру» нацпроекта, выяснять, что происходит у предпринимателей, чем можно им помочь. Ключевые проблемы, лежат на поверхности и уже были озвучены. Но этого, как всегда, недостаточно, нужно уходить в детали, встречаться с реальными предпринимателями, на камерных встречах выяснять, какие ещё инструменты поддержки им нужны. За последние 7-8 месяцев я уже объехал два с лишним десятка регионов. И когда меня пригласили в «мой», я не мог отказаться.
— Как выглядит ситуация с экспортом в Вологодской области на фоне других регионов?
— Типовые проблемы, которые есть в Вологде, есть и в других регионах. Мы сегодня в беседе с предпринимателями на сессии ничего особенного не выявили. Пришли два десятка компаний, с которыми мы подискутировали на тему — чего им не хватает, на что они жалуются, в чём у них сложности. Типовые проблемы связаны с отсутствием компетенций, с отсутствием знаний о ВЭД внутри компаний, с отсутствием на рынке таких специалистов, с оформлением документов при проведении экспортных операций. Есть сложности с возвратом НДС, есть необходимость в большей информированности для поиска партнёров за рубежом. Всё это характерно и для других регионов тоже. Но несколько вещей я для себя всё-таки записал. Люди пожаловались на сложности в оформлении санитарных сертификатов для экспорта продукции, на сложность получения денежных переводов при торговле лесом с Ираном, многие говорили, что было бы неплохо запускать какие-то образовательные программы для администраций городов. Потому что одно дело, когда предприниматели понимают выгоды экспорта, другое дело, когда администрации увлечены идеей снижать налоги для бизнеса и вопросами поддержки. Надо понимать, что в городах сложно с обучением, с профильными компетенциями. Профильные замы, департаменты не так сильно подкованы в вопросах внешнеэкономической деятельности. Мне кажется, это были интересная встреча и ценный разговор в масштабах региональной площадки. Думаю, собеседники тоже узнали от меня что-то новое. Например, рассказал им про дополнительные специализированные поддержки, которые получают некоторые регионы. Я специально рассказал об этом предпринимателям, чтобы они знали и, возможно, поддавливали свои администрации в этом направлении. Ещё раз повторю: я ничего остро-специфичного по части проблем с экспортом в Вологде не обнаружил. С одной стороны, для меня это, может быть, и плохо, но, с другой стороны, — это хорошо для Вологды, что у неё нет острых проблем в предпринимательстве. Я в целом удовлетворен, мне показалось, что компании тоже остались довольны встречей. Мы давно не виделись, были рады друг другу.
— У Вологодской области есть несколько очень крупных компаний экспортёров в металлургии, производстве минеральных удобрений, лесном комплексе. Как это влияет на развитие ВЭД в других сегментах предпринимательства — в малом и среднем бизнесе?
— Регион отличается от многих других не только тем, что он экспортно-ориентированный, а ещё и тем, что благодаря наличию крупных экспортно-ориентированных предприятий внутри области существуют соответствующие компетенции. Хотя они, может быть, в меньшей степени являются частью инфраструктуры поддержки экспорта. Но они есть. Я уверен, что экспортные подразделения «Северстали», например, более подкованы, чем сотрудник какого-нибудь агентства поддержки. Просто потому, что для сбытовиков «Северстали» или «ФосАгро» — это практика, каждодневная работа с миллиардными контрактами, а в агентствах люди больше ориентируются на теорию. Но люди перемещаются между компаниями, обмениваются информацией, поэтому в целом компетенция есть, и она сильная, хотя и «сидит» внутри компаний. В других регионах, куда я приезжаю, такого экспорта нет. Компании там в основном смотрят на администрацию, — это она выступает инициатором. В Вологде в этом смысле проще. А что касается отраслей, то Вологда — часть России, она ничем не отличается от других регионов. У нас сейчас чрезвычайно хорошие позиции по экспорту металлопродукции, леса, химии — это наши локомотивы, они сейчас по всей России хорошо развиваются. Экспорт прирастает год к году: и по валу, и по количеству компаний. Вологда не исключение, входит в группу крупнейших экспортеров, есть такие «локомотивы», как «Северсталь», «ФосАгро», «Свеза», «Вологодские лесопромышленники», ЧФМК, машиностроители. У Вологды есть всё, чтобы эти позиции сохранять. Побольше инициативы от региона, побольше внимания к проблемам предпринимателей, и всё будет хорошо.
Беседовал Юрий Антушевич
СамолётЪ