Институт зелёной химии. «Романтичные прагматики» НИУИФ — кто они?
Оказалось, что все они — очень разные, с разными траекториями жизни и карьеры, которые, тем не менее, привели их всех в одну точку приложения творческих сил.
Павел Федотов, например, родился неподалёку от Череповца — в посёлке Малечкино, там закончил восьмилетку и отправился учиться в городской лицей АМТЕК, славящийся углублённой естественно-научной подготовкой. 100 баллов, полученные Павлом на ЕГЭ по химии, дали ему возможность поступить в Московский химико-технологический университет им. Д. И. Менделеева. Именно там четверокурсника Федотова нашёл начальник отдела НИУИФ Валерий Соколов и уговорил попробовать себя в науке о минеральных удобрениях. И с пятого курса Павел начал работать в институте, где успел уже дорасти до кандидата наук и заместителя начальника отдела технологии удобрений и абсорбции.
Марина Зеленова окончила Череповецкий государственный университет и продолжает учиться там же — в аспирантуре, совмещая учёбу с работой в НИУИФе младшим научным сотрудником отдела серной кислоты. Говорит, что «когда имеешь дело с такой работой, каждый день узнаёшь что-то новое: благодаря людям, с которыми я работаю, я знаю сейчас то, что я знаю».
А новоиспечённый кандидат технических наук, старший научный сотрудник отдела качества и стандартизации Инна Кочетова родом вообще из далёкой Молдавии. В НИУИФ попала в два приёма: сначала приехала в Москву и поступила в Московский государственный университет тонких химических технологий имени М. В. Ломоносова, где занималась технологией редких рассеянных элементов, с удобрениями никак не связанных. Но тоже в один прекрасный момент встретила Валерия Соколова, с которым, как утверждает, «нашла общий язык» и оказалась НИУИФ. О выборе места работы не жалеет. Институт ценит прежде всего за материальную базу, позволяющую проводить самые сложные исследования. Говорит, что «не во всех НИИ страны есть такая возможность».
Москвич и выпускник химфака МГУ Дмитрий Юновидов в НИУИФ с 2011 года. Сегодня он — кандидат наук и руководитель группы экспресс-методов анализа и автоматизации химических процессов в отделе качества и стандартизации. Занимается, в том числе, внедрением анализа больших данных и элементов искусственного интеллекта в институтскую науку...
Почему наука?
Отвечая на этот вопрос, Инна Кочетова вспоминает маму-геолога и заключает, что «романтика научного поиска — это наследственное». И добавляет: «Я по натуре человек любознательный, мне важна новизна. Просто изо дня в день сидеть в офисе мне было бы скучно. Поэтому, наверное, всё сложилось соответственно моему характеру. Мне подходит моя работа — она удовлетворяет мою потребность в получении новых знаний».
А вот Павла Федотова, по его словам, в науку привели не «родители за руку», а жизнь. И он, пожалуй, в большей степени «прагматик», который сумел реализовать себя в этой области. «Я не раскаиваюсь, всё получается», — говорит собеседник.
Самый развёрнутый ответ на непростой вопрос даёт Дмитрий Юновидов:
— Мы сочетаем в себе и романтику, и прагматику. Наука — это то, что позволяет успешно сочетать различные качества человека. Ты здесь и вольный художник, и строгий математик. В разное время ты можешь ощущать себя в разных ипостасях. Это дает некую свободу: сфера знаний — очень широкая область. Приятно заниматься тем, что у тебя получается. Правда не всё и не сразу. С момента, когда я начинал заниматься наукой, и до сих пор встречаются задачи, в которых ты чувствуешь себя профаном. Но опыт и навыки позволяют их решать.
Свобода творчества и правила
Практически все собеседники сходятся в оценке атмосферы в НИУИФ, как поощряющей творчество и «комфортной».
— Давления начальства мы не ощущаем, — говорит Инна Кочетова. — Договориться можно всегда«. Она приводит в пример директора по промышленной технологии Андрея Норова, который любит общаться с молодыми учеными: «Это человек очень широкого кругозора, начиная с истории науки. Общаться с ним интересно, он старается поддерживать молодых ученых, и мне, и Павлу тоже оказывал поддержку в подготовке диссертации. За это большое спасибо!»
Дмитрий Юновидов согласен с тем, что в институте нет излишне жесткой субординации, выраженного деления на «начальников и подчиненных»: «Нам выставляется вектор развития, а дальше мы вольны выбирать и добиваться результата. В этом большой плюс. Отношения в коллективе больше товарищеские, есть наставничество в хорошем смысле этого слова. С другой стороны, у нас есть свои критерии и ранги, научные должности и звания. В зависимости от них мы выполняем определенный круг обязанностей. Вообще, в научном мире у каждого есть свои „лычки на погонах“, которых все мы добиваемся, ими дорожим, и которые структурируют, градуируют всё научное сообщество».
Но, безусловно, в каждом отделе института есть и свои организаторы процесса, те, кто получает задачи от руководства, распределяет их между конкретными исполнителями и отвечает за результат работы, говорит молодой и уже очень ответственный замначальника Федотов. Такие люди, влияющие ход работы, принимающие участие в обсуждениях на всех этапах, «определяющие направления и задающие вектор развития», тоже очень нужны.
Переезд
Три года назад НИУИФ сменил «прописку», переехав из Москвы в Череповец, поближе к основному производству своего учредителя — компании «ФосАгро». Поэтому именно в Череповце мои собеседники проводят теперь большую часть времени, даже если формально продолжают жить в Москве...
Дмитрий Юновидов уверен: переезд пошёл на пользу институту: «Мы оказались ближе к производству. Переезжать было сложно, но именно здесь мы стали лучше понимать, что и зачем мы делаем. Да и для тех, кто переехал, условия работы и жизни стали лучше. Может, кто-то не согласится, у всех по-разному, но в моем случае стало лучше. Я получил хорошую зарплату и лучшие условия жизни», — говорит человек, который каждую пятницу садится в московский поезд, чтобы увидеть семью, а каждое воскресенье — в череповецкий, чтобы вернуться на работу. Для него это время, проведённое в дороге — главная потеря из-за переезда. Впрочем, и к ней Дмитрий относится философски: «Мы всегда что-то продаём: либо знания, либо время».
Всем не череповецким собеседникам новый для них город нравится: не Москва, конечно, но «не такой уж и провинциальный». В общем, «при хорошем заработке, здесь жить можно». Понятно, что такой оптимизм растет из коллектива, где ребята работают...
Юбилей
«Отцы-основатели» НИУИФ добились серьёзных научных результатов в достаточно молодом возрасте — сто лет назад и Яков Самойлов, и Эргард Брицке были в поре своего творческого расцвета. А будущему академику Семёну Вольфковичу и вовсе было всего 24 года...
Что значит юбилей института для его «новых молодых»? Что они чувствуют? Понимают ли мотивы, которые двигали их предшественниками?
Все эти, на самом деле непростые вопросы заставили собеседников Самолёта задуматься.
«Чувство причастности к чему-то большому есть, — первой прервала молчание Инна Кочетова. — Но, наверное, мы всё-таки не до конца понимаем, как всё это зарождалось и что чувствовали основатели».
«Мы пытаемся сейчас улучшить и расширить их идеи, — приходит на помощь коллеге Дмитрий Юновидов. — Они же начинали практически с нуля. Это большая разница и другие чувства».
Вместо послесловия
Выступая на торжественной церемонии открытия XXI Менделеевского съезда по общей и прикладной химии в Санкт-Петербургском Горном университете, генеральный директор ПАО «ФосАгро» Андрей Гурьев поддержал тезис о необходимости всесторонней поддержки молодых ученых, рефреном звучавший в выступлениях почетных гостей съезда. Он подчеркнул, что для «ФосАгро» поддержка молодых химиков — приоритет социальной и кадровой политики. Так, компания многие годы активно сотрудничает с ЮНЕСКО и Международным союзом теоретической и прикладной химии (ИЮПАК) в проекте «Зеленая химия для жизни». В рамках проекта оказывается финансовая и научная поддержка перспективным молодым ученым со всего мира, занимающимся разработкой новых передовых технологий на принципах «Зеленой химии» для решения проблем охраны окружающей среды и здравоохранения, продовольствия, повышения энергоэффективности и рационального использования природных ресурсов. За пять лет реализации программы рассмотрено более 600 заявок, гранты на сумму около $2 млн получили 34 молодых учёных из 26 стран. «Зеленая химия» стала первым проектом в истории ЮНЕСКО и ООН, реализуемым за счет средств российского бизнеса.
«ФосАгро» не только поддерживает фундаментальную науку, но и работает над повышением престижа и ее популяризации среди подрастающего поколения, выстраивает и поддерживает систему профильного образования и подготовки высококвалифицированных инженерных кадров по программе «школа-колледж-вуз». В «ФосАгро-школах» в городах присутствия компании организовано углубленное изучение химии, физики и других предметов, а интерактивно-познавательные музейные центры, входящие в группу, работают по принципу «Наука для всех».
Юрий Антушевич
СамолётЪ