«Сильный пол» — слабое звено. Почему в России умирает так много мужчин?
Главная причина, считают эксперты, заключается в деформациях отечественной экономики — она не позволяет российским мужчинам реализовать себя в полной мере.
На открывшемся сегодня во Владивостоке Восточном форуме в центре внимания опять были проблемы демографии. Комментируя ситуацию в стране, глава Минздрава Вероника Скворцова заявила журналистам, что продолжительности жизни в России растет быстрее, чем в остальном мире. За семь месяцев продолжительность жизни россиянок выросла до 78,5 года, а жителей России мужского пола — до 68,5 года, похвалилась министр.
Весной этого года Скворцова уже сообщала, что в 2018 году продолжительность жизни в России достигла исторического максимума, увеличившись у мужчин на 0,3 года, а у женщин — на 0,2 года.
Между тем, согласно майским указам президента РФ, поставлены цели добиться к 2024 году средней продолжительность жизни россиян в 78 лет, а к 2030 году приблизиться к отметке 80 лет. Для реализации этих целей в январе этого года был запущен нацпроект «Здравоохранение» стоимостью 1,36 трлн руб.
По мнению Вероники Скворцовой решить президентские задачи можно по нескольким направлениям: приучая россиян к здоровому образу жизни (60% успеха, по мнению министра), занимаясь профилактикой здоровья и улучшением качества медицинской помощи (ещё 40%).
При этом особые опасения вызывает уровень смертности среди российских мужчин. Проблемы, в частности, возникают из-за неправильного образа жизни: в марте этого года министр сообщила, что около 70% смертей мужчин трудоспособного возраста вызваны употреблением алкоголя.
По ее словам, максимально проблемы со здоровьем накоплены у граждан в возрастной категории после 45–50 лет. В десятилетие с 50 до 60 лет «выбывает» огромное количество мужчин, отметила Скворцова, добавив, что люди, которые доживают до 55, в среднем живут 79 лет.
В настоящее время базовым показателем смертности мужчин является 735,7 человека на 100 тыс. населения, напомнила она. Через пять лет он должен снизиться до 530 человек на 100 тысяч населения, хотя это все равно будет вдвое больше показателя Евросоюза, где смертность среди мужчин составляет 200–300 человек.
Подробнее о причинах российского феномена «сверхсмертности» мужчин, причём в относительно молодом возрасте, порталу НСН рассказал председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов. По его словам, во всем мире, в том числе и в нашей стране, мальчиков рождается на 3-5% больше, чем девочек. Но и мужчин умирает существенно больше: разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин составляет 10 лет.
«Если сопоставить с Евросоюзом, то мужчин в возрасте 25-45 лет в РФ умирает в шесть раз больше, чем в ЕС. Это не какие-то большие возраста, это самый расцвет», — заявил демограф.
Эксперт соглашается с данными Минздрава о том, что часто причиной ранних смертей среди мужчин является нездоровый образ жизни, особенно в части потребления наркотиков. При этом, добавляет Крупнов, повысить продолжительность жизни среди россиян помогут качественные условия для самореализации.
«Здесь в минус играет слабая способность мужчин реализовать себя в полной мере в профессиональной сфере. Это ключевой вопрос. И как ни странно, способ понизить мужскую сверхсмертность, это проводить в стране серьезную реиндустриализацию, создание достойных рабочих мест», — пояснил Крупнов.
Пока, соглашаются с демографом эксперты-экономисты, отечественная экономика, с её перекосом в сторону сырьевых отраслей, не способна дать российским мужчинам достаточного количества рабочих мест для нормальной реализации.
Этим, кстати, объясняется и огромный размер «квалификационной ямы», в которой, по данным BCG и World Skills, сейчас находится порядка 34 млн работающих россиян: они имеют либо избыточные или недостаточные для выполняемой работы компетенции.
Проблема России последних 20 лет в том, что она не смогла в полной мере начать менять свою экономическую экосистему, считает старший научный сотрудник Института Гайдара Иван Любимов. «Страна завяла в процессах поиска и извлечения ренты внутри экономики, монополизации внутренней политики, во внешнеполитической конфронтации, побочным эффектом которой становится приоритет политики нескончаемого импортозамещения, которая потерпела неудачу в десятках экономик во второй половине XX века», — утверждает эксперт.
Даже, если стране удастся изменить парадигму развития, улучшение экономической экосистемы займёт несколько десятилетий.
Сергей Авдеев
СамолётЪ