Президент выдаёт желаемое за действительное? Доходы россиян не «медленно растут», а продолжают падать
Разошедшаяся по новостным лентам фраза Путина о том, что его беспокоит динамика доходов россиян, прозвучала на совещании в понедельник, после того как глава Минэкономики Максим Орешкин озвучил обновлённые параметры макропрогноза до 2024 года. Почти все цифры скорректированы в сторону ухудшения.
Например, ВВП хоть и вырастет в 2019 году на 1,3% (прогноз не поменялся), но в 2020 году составит всего 1,7% вместо 2%.
А вот прогноз роста реальных располагаемых доходов населения на 2019 год снижен сразу в 10 раз — с 1% до 0,1%. Минэкономики фактически признаёт, что доходы россиян не вырастут шестой год подряд (в 2018 году Росстат со второго раза насчитал такой же символический рост на 0,1%). Кстати, в мае Счетная палата обращала внимание, что в первом квартале этого года реальные располагаемые доходы населения, по Росстату, снизились на 2,3% год к году. Это значит, чтобы в 2019 году выйти даже на 0,1% роста, нужен рост реальных доходов не меньше 1% за квартал.
Рост инвестиций в 2019 году, согласно новому прогнозу, составит 2% вместо 3,1%, в 2020 году — 5% вместо 7%. Инфляция — 3,8% вместо 4,3% в 2019 году и 3% вместо 3,8% в 2020-м.
Особое внимание министр уделил росту потребительского кредитования. В июне Орешкин говорил, что весь рост ВВП в первом квартале был обеспечен необеспеченным розничным кредитованием.В прогнозе описываются следствия такого положения дел. Если потребкредитование упадёт слишком резко, то в 2021 году ВВП, вместо роста на 3,1%, может упасть на 0,6%.
Но даже эти не очень оптимистичные цифры будут возможны, если в России будет успешно проведена реформа контроля и надзора, реализован правительственный план улучшения делового климата, принят закон о защите капиталовложений, сформированы региональные программы инвестразвития и произойдет «повышение доверия к правоохранительной системе».
Если нет —можно будет говорить о начале нового витка кризиса. А некоторые аналитики утверждает, что он уже начался. Перестал расти спрос на рабочую силу. Падение грузооборота по стране в июле составило 1,2%. Всего на 1% выросла розничная торговля. Ускорилось сокращение платных услуг населению (до —2,7%). «Исходя из динамики базовых отраслей, вырисовывается печальная картина продолжающейся стагнации с постепенным сползанием в рецессию», — утверждает в своём телеграмм—канале директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов.
Между тем, казна России сегодня просто в великолепном состоянии. Федеральный бюджет и бюджеты регионов (в том числе и Вологодской области) сводятся с огромными и растущими профицитами. Доходы федерального бюджета на 11% выше прошлого года.Процент исполнения сводной росписи расходов составил только 42,5%. Фактически нет ни ускорения экономики, ни реализации нацпроектов. Мало того, всерьёз — с цифрами и анализом — вопрос об эффективности этих инвестиций еще даже не поднимался.
Остатки на счетах органов власти всех уровней выросли за полгода на 24% — на 3,5 трлн рублей.
А население теряет свои активы. Статистика ЦБ показывает, что депозиты и наличные деньги вне банковской системы приросли за полгода всего 0,4 трлн рублей. Или 1,1%. При инфляции в июнь 2019 в сравнении с декабрём 2018 года в 2,5%.
Не надо думать, что абсурд такой экономической политики остаётся незамеченным. Зачем в этой ситуации надо было повышать налоги, цены, тарифы, экономить на пенсиях? Этот вопрос задают не только обыватели, но и представители бизнеса. В частности,члены Союза промышленников и предпринимателей, которые предприняли последнюю перед выборами губернатора попытку добиться от главы региона решения снизить налоги для МСП. Сегодня должна состояться встреча бизнеса с Олегом Кувшинниковым, анонсированная на прошлой неделе. Губернатор, конечно, может именно сейчас, когда ему нужна любая поддержка, пойти навстречу бизнесу, даже что-то пообещать, но реализовать обещанное ему будет, вероятно, очень непросто.
Просто потому, что это противоречило бы общей логике государства, руководство которого охвачено синдромом «расходобоязни». Практически всё, что тратится, идёт либо на инфраструктуру, либо в социальную сферу. Остальное — в резервы, которые, как считается, от чего—то страхуют государство. Но одновременно приводят к продолжающемуся падению реальных доходов людей и фактическому отсутствию экономического роста.
На этом фоне слова президента, сожалеющего о том, что динамика роста ВВП страны «удовлетворить не может», а «реальные доходы людей растут медленно», выглядят странно. Неужели он не знает, что реально происходит в экономике? Думаем, знает, конечно. Но, похоже, предпочитает не принимать вместе с министрами меры для купирования неудач текущей экономической политики, а обращаться непосредственно к населению, пытаясь словами невелировать раздражение граждан, которые, по выражению главы ВЦИОМ Валерия Фёдорова, ещё с утверждением пенсионной реформы «надели чёрные очки и с тех пор не снимают».
Илья Неведомский
СамолётЪ