Танцы с «Лентой». Миноритарные акционеры могут помешать Алексею Мордашову купить блокпакет розничной сети
В конце прошлой недели выяснились новые обстоятельства, связанные с намерением принадлежащей Алексею Мордашову компании «Севергрупп» купить контрольный пакет розничной сети «Лента».
Утром в пятницу, 5 апреля, сеть «Лента» сообщила, что «Магнит» делал предложение о покупке компании, но потенциальный покупатель не обеспечил ясность в отношении сроков и условий потенциальной сделки.
В свою очередь, розничная сеть «Магнит» подтвердила сообщением на Лондонской бирже свой интерес к покупке конкурента — «Ленты», уточнив в своем сообщении, что о своем интересе компания заявила 11 марта, повторно — в формате официального предложения — 18 марта. «Лента» ответила на это предложение только 28 марта и запросила дополнительную информацию. «Магнит», как утверждается в сообщении, ответил в течение двух рабочих дней, 1 апреля, с указанием структуры потенциальной сделки, условиями и ценой. «Лента» не ответила на это письмо. «Магнит» с нетерпением ждет ответа от «Ленты», указывает ретейлер.
Эти подробности всплыли после того, как ряд миноритариев, в частности, Prosperity Capital, недовольные низкой, по их мнению, ценой, предложенной компанией Мордашова, на телеконференции с топ-менеджментом «Ленты» потребовали ответа, изучил ли совет директоров сети другие варианты и действительно ли убедился, что нет более привлекательных по цене предложений. Цена сделки основных акционеров TPG Group и Европейского банка реконструкции с «Севергрупп» — $728,9 млн — на 50% ниже цены IPO и на 30% — средней за последние три года, указывал представитель одного из миноритариев, участвовавший в телеконференции (его имя было названо неразборчиво).
Как следует из заявления «Магнита», эта компания оказалась щедрее на предложение — указав цену $3,65 за одну расписку, или $1,78 млрд за всю сеть.
Аналитик «Универ Капитала» Ксения Шульгина называет предложенную «Севергрупп» цену низкой: «Оценка в $1,75 млрд за 100% акций сети на 10% выше средневзвешенной цены за последние полгода, что соответствует уставу компании. Но за такой крупный пакет должна быть премия в 30–60%». Во время IPO в феврале 2014 года инвесторы оценили «Ленту» в $4,3 млрд. «Магнит» предложил цену лишь на 1,5% выше цены «Севергрупп» — $3,65 за акцию, что вряд ли станет серьезной причиной для акционеров отказаться от сделки, полагает госпожа Шульгина. По словам партнера НАФКО Павла Иккерта, разрыв обязывающего соглашения будет сопровождаться финансовыми санкциями. Но сделки через суд могут оспорить миноритарии, попытавшись указать на непрозрачность и наличие более выгодных предложений на рынке, уточняет юрист. Ксения Шульгина напоминает, что некоторые миноритарии скептически отнеслись к условиям, в частности Prosperity Capital. По словам директора Prosperity Capital Management Алексея Кривошапко, в «Магните» фактически заявили, что сделка с «Севергрупп» проходит непрозрачно, и обратили на это внимание владельцев акций.
Одной из причин отказа TPG Group и Европейского банка реконструкции от предложения «Магнита» стало опасение, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) может не одобрить сделку, поскольку слияние двух крупных торговых сетей может существенно изменить ситуацию на рынке.
Кроме того, против идеи покупки «Ленты» играют финансовые показатели «Магнита». Чистый долг сети уже превышает 137 млрд руб., и покупка актива приблизит его к критическому соотношению к EBITDA до 2,8× (сейчас 1,5×), подсчитала аналитик ИК «Фридом Финанс» Анастасия Соснова. В пятницу котировки акций «Ленты» на фоне спора за актив выросли на 1,5%, капитализация «Магнита» снизилась на 1,6%.
Сделку между основными акционерами «Ленты» и «Севергрупп» должна одобрить Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Представитель «Севергрупп» говорит, что ходатайство направлено 2 апреля.
По условиям сделки, если одобрение ФАС не будет получено до 31 мая, договор о приобретении акций перестанет действовать, сказано в материалах «Ленты». «Севергрупп» надеется получить одобрение за 30 дней, сообщил ее представитель: «Это достаточно стандартное для подобных соглашений условие. Мы не видим препятствий для того, чтобы сделка была закрыта».
Сергей Авдеев
СамолётЪ