«Розовый снег». Почему некоторые темы вызывают чрезмерно острую реакцию населения
На минувшей неделе особое внимание подписчиков и читателей группы Самолёта ВКонтакте вызвал наш пост, связанный с очередной явной попыткой череповецких догхантеров совершить покушение на четвероногих друзей человека.
Характерные розовые пятна — признаки смертельной для собак отравы — появились на снегу в Северном микрорайоне, рядом с домом сотрудницы нашей редакции.
Мы честно поделились с нашими друзьями в социальной сети этой информацией, предупредив хозяев домашних животных об опасности и призвав их к бдительности.
Реакция пользователей была ошеломительной. Дело не в нескольких десятках тысяч просмотров, сотнях лайков и большом количестве комментариев. А в том, как обострённо откликались люди на заявленную тему, сколько боли и беспокойства было в комментариях одних, и сколько злобы и гнева — в записях других.
Некоторые, как им, очевидно, казалось, пытались успокоить общественное мнение, убеждая людей не обращать внимание на «розовый снег»: «возможно, это просто лекарство». Но даже если это «лекарство», оно, наверное, не должно сыпаться в густонаселенном городе где попало в местах, доступных не только собакам, но и детям, и взрослым. Известно же, что полностью безвредных лекарств не бывает. А если это был настоящий яд?
Другие откровенно одобряли действия «охотников за собачьими головами». Запомнился один эмоциональный выплеск некой дамы, записанный крупными буквами: «НЕНАВИЖУ собачников с их собаками! ПОУБИВАЛА БЫ ВСЕХ!»
Мне кажется, от таких заявлений всего один шаг до настоящего убийства. И не только животного.
В моём представлении яд, рассыпанный на снегу для «мерзких» собак, на самом мало отличается от винтовки, с которой отправляются в школу, чтобы расстрелять ненавистных одноклассников. Потому что ненависть страшна сама по себе — её объектом и жертвой может стать любой, любая, любое живое существо. А жизнь и так штука чертовски хрупкая.
Можно, конечно, сделать скидку для авторов наиболее экстремистских высказываний — это, мол, вероятно, больные люди. Но нельзя и не замечать того, как в последнее время ухудшаются общественные настроения, ставшие следствием общего падения материального положения в стране и изменения отношения государства к своим гражданам, наиболее ярким проявлением которого стало повышение пенсионного возраста.
Всё это не может не вызывать протест. Пока ещё подспудный. Просто потому, что рядовой обыватель в массе своей всё ещё боится власти, начальства. Ему не нужны дополнительные неприятности. Поэтому он, обыватель, будет избегать прямых негативных политических высказываний и оценок. Они будут проявляться как эхо кухонных разговоров в результатах анонимных соцопросов, согласно которым рейтинг президента уже далеко «не тот», каким был до его переизбрания. А более половины россиян, оказывается, совсем не против досрочной отставки правительства. Но это всё глухой, обезличенный протест.
Зато в общественном пространстве есть ограниченное число тем, по которым можно выплеснуть своё недовольство, гнев и скрытую агрессию, практически не опасаясь никаких государственных репрессий. Наоборот, власть как бы сама указывает тебе пальцем: вот этого (этих) ты можешь «долбать» совершенно безнаказанно. Мало того, складывается впечатление, что она, власть, едва ли не намеренно ничего не делает для того, чтобы приструнить те же догхантеров, или навести порядок с мигрантами и собаками, или специально запутывает жилищное законодательство. Не для того ли, чтобы подбросить побольше «дерьма на вентилятор» народного недовольства?
И люди с воодушевлением начинают пользоваться этими каналами и конкретными персонажами, чтобы очистить организм от душащей его злобы.
Так возникают темы ненавистных нелегальных мигрантов, которые живут в «резиновых» квартирах, лишают рабочих мест россиян, позволяя себе при этом относиться к «коренным» жителям без должного уважения. Удивительно, но травлю подобного рода при полном попустительстве власть предержащих позволяют себе даже коллеги из профессиональных медиа.
А ведь есть ещё даже более ненавистные, чем мигранты, собачники с их собаками, «заср...шми», простите за прямоту, города так, что буквально ступить некуда. И, оказывается, это уже повод минимум для угрозы убийством.
Есть пресловутые управляющие компании — настоящие враги рода человеческого — пнуть которые не просто можно — нужно, утверждает власть и делает всё возможное, чтобы сделать любую критику в адрес УК доблестью.
Есть разного рода отщепенцы-оппозиционеры, несогласные с действующим режимом, а потому, видимо, недостойные жалости. Такие, например, как вологодский сторонник Навального Евгений Доможиров. Ему в минувшие выходные не повезло попасть в дорожную аварию, в которой серьёзно пострадала его жена. Так вот, у одного из вологодских сайтов, к сожалению, не нашлось по поводу трагедии другого способа выразить своё профессиональное отношение, кроме как поставить знак равенства между оппозиционной деятельностью и склонностью к нарушениям ПДД: мол, вот, какие они, «несогласные», и вот, что с ними в итоге бывает.
Но, могу предположить, если экономическая и общественно-политическая ситуация продолжит ухудшаться (а больших признаков грядущего улучшения серьёзные эксперты пока не видят) доступные народу клапаны для выхода пара недовольства будут работать всё хуже. И руководству страны придётся либо срочно придумывать новых «стрелочников», либо всё-таки начинать какую-то реформу, ослабляя винты на крышке политического «котла», чтобы её ненароком окончательно не сорвало.
Юрий Антушевич
СамолётЪ