Лёгкий мандраж. Скажется ли очередная ротация в СЗФО на будущем губернатора Вологодской области?
Накануне в Санкт-Петербурге Владимир Путин озвучил своё очередное громкое и кадровое решение — отправил в отставку губернатора северной столицы Георгия Полтавченко и временно назначил на его место своего полномочного представителя в Северо-Западном федеральном округе Александра Беглова. Решение выглядело неожиданным только на первый взгляд. Обозреватели, после некоторого размышления, сумели назвать немало причин отставки Полтавченко: от поведенческих проколов (обзывал питерцев «жлобами», «засветился» в скандалах с долгостроем «Зенит-арены» и передачей РПЦ Исаакия). Но, пожалуй, главными резонами для отставки была подтверждённая разного рода сигналами усталость города и его элит от своего губернатора. А «последним звонком» стал прошедший в Питере самый многочисленный из российских митинг протеста против пенсионной реформы, завершившийся неадекватно жестким разгоном протестующих.
Наверное, в такой ситуации ожидать благополучного переизбрания Полтавченко осенью следующего года было бы опрометчиво. И Путин (очевидно, по совету специалистов своей администрации) не стал тянуть резину, назначив в Петербург «технического» и.о. губернатора.
Это решение прозвучало самой высокой «нотой» в целом «аккорде» новых губернаторских отставок последнего времени, ставших явным следствием провала политтехнологии Кремля и партии «Единая Россия» во вторых турах губернаторских выборов в Хакасии, Приморском, Хабаровском краях и Владимирской области, а также серии проблемных голосований на выборах других уровней.
Как отмечают эксперты прокремлёвского фонда «Петербургская политика», «сам факт подобного прецедента стал мощным импульсом для осмысления имеющихся подходов к управлению социально-политическими рисками». Кремль и «ЕР» столкнулись с такими новыми вызовами как мощная протестная мобилизация во вторых турах, а так же с готовностью критически настроенных избирателей голосовать за кандидатов, не имеющих серьезного бэкграунда и ресурсов для проведения избирательной кампании и даже органично вписанных в сложившуюся в регионе властную конструкцию. При этом, отмечают эксперты, относительно низкая стартовая известность претендентов, оппонировавших провластным кандидатам, лишь усиливала их позиции, поскольку ее оборотной стороной были низкие антирейтинги.
Авторы доклада фонда «Либеральная миссия» о ходе и последствиях прошедших выборов (редактор — Кирилл Рогов) отмечают, что прежняя схема доминирования губернаторов и «Единой России» перестала работать. Недовольство провластного большинства снижением уровня жизни и негативным влиянием центра на ситуацию в регионе умножилось на возмущение планами повышения пенсионного возраста. Значительная часть лояльных избирателей проголосовала сейчас против власти, демонстрируя недовольство нынешним порядком вещей. В этой ситуации стерилизация политического пространства в регионах и недопуск серьезных противников не сработали, как и подкуп — значительное повышение зарплат работникам бюджетной сферы в первой половине 2018 года, пишет экономист Наталья Зубаревич.
Смена главы региона осенью, за год до выборов, безусловно, проявления беспокойства московских управленцев. Такая стратегия может оказаться рискованной: эффект «медового месяца» свеженазначенного врио может закончиться задолго до голосования. Но вполне вероятно, что на фоне общего недовольства граждан представителями власти в целом новым кандидатам Кремля потребуется времени больше, чем обычно, чтобы расположить к себе избирателей, а готовиться к выборам надо будет по новым правилам, которые придется искать на ощупь.
В любом случае, складывающаяся ситуация создаёт острый нервный фон почти во всех регионах, включая те, которые та же «Петербургская политика» в своём сентябрьском рейтинге отнесла к числу наиболее политически спокойных и благополучных. В этот перечень вошла и Вологодская область, в которой, по мнению аналитиков фонда, вероятность досрочной замены губернатора является «ниже средней».
Тем не менее налицо явно возросшая активность губернатора Олега Кувшинникова, который едва ли не каждую неделю посещает многочисленные районы Вологодчины и во время визитов обозначает долгосрочные программы их развития, называя многомиллиардные суммы планирующихся инвестиций из областного бюджета. Буквально вчера он пообещал 1,5 млрд руб. Белозерскому району. Миллиард уйдёт на реконструкцию дороги на Череповец, остальные миллионы будут потрачены на строительство и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры и ЖКХ.
Всё это, во-первых, объясняет особенно заметную рачительность областной власти по накоплению средств в бюджете региона, а, во-вторых, похоже на уже начавшуюся избирательную кампанию: глава региона явно желает покрепче и поубедительнее увязать свою фигуру со «светлым» будущим Вологодчины в целом и её отдельных частей в частности.
Именно поэтому, пожалуй, можно согласиться с мнением большинства экспертов о том, что объективных предпосылок менять Кувшинникова на врио у Кремля сейчас нет.
Другое дело, что желание перемен может быть у самого губернатора.
Оно, кстати, у него уже было ещё год назад, и он его не пытался особо скрывать, довольно откровенно рассказав в январе о своём почти решённом переходе на работу в Москву. Препятствием стало нежелание неких «стейкхолдеров» отпускать Олега Кувшинникова из региона до президентских выборов.
Выборы прошли. И, если желание губернатора снова совпадёт с желанием «стейкхолдеров» (под которыми надо понимать влиятельных представителей местной экономической элиты, «Северстали», прежде всего), может быть всё, что угодно. Даже внезапное назначение Кувшинникова полпредом президента вместо Беглова — подобное предположение уже промелькнуло в местных СМИ.
Юрий Антушевич
СамолётЪ