«Аксон» «проторговал» свой банк и хочет подарить его государству
Новость об отзыве банковской лицензии у Аксонбанка не стала неожиданностью. Ещё на прошлой неделе портал Банки.ру сообщал о том, что владельцы костромского Аксонбанка хотели бы передать его Банку России. По информации портала, письмо об отказе собственника от банка и намерении передать его под управление регулятора было направлено председателю Центробанка Эльвире Набиуллиной 2 августа.
Единственным участником Аксонбанка является ООО «НФК», бенефициары — отец и дочь Андрей и Александра Озеровы (99,5% и 0,5% соответственно). Согласно данным рэнкинга Банки.ру, Аксонбанк по состоянию на 1 июля 2018 года занимает 291-е место среди банков РФ по размеру активов.
В письме, подписанном Андреем Озеровым, отказ от банка объясняется «усилением надзора, ужесточением ограничительных мер и других известных особенностей государственного регулирования банковской деятельности». Ключевой владелец банка считает его ликвидацию «вопросом времени» на фоне проводимой ЦБ политики «огосударствление банковского сектора путем закрытия частных банков». Что в свою очередь, по мнению г-на Озерова, напрочь убивает мотивацию топ-менеджмента кредитной организации заниматься долгосрочным планированием, а это «губительно для бизнеса».
По словам Озерова, на сегодняшний день банк не нуждается в финансовой поддержке или иных мерах помощи со стороны государства. В условиях рыночной экономики он мог бы полноценно продолжать работу, однако «сложившаяся политико-экономическая ситуация» диктует акционеру данное решение, говорится в письме.
Между тем в официальном сообщении Банка России, подготовленном его пресс-службой, приводятся иные причины проблем Аксонбанка.
Например, приводится указание на то, что бизнес-модель ООО КБ «Аксонбанк» носила выраженный кэптивный характер — основным направлением деятельности банка являлось финансирование оптово-розничных организаций, связанных с бизнесом его собственника.
«В настоящее время ссудной задолженностью указанных компаний сформировано порядка 80% корпоративного кредитного портфеля ООО „Аксонбанк“, что, принимая во внимание характер экономических взаимоотношений с кредитной организацией, привело к образованию на балансе значительной доли активов сомнительного качества. При этом фактически единственным источником фондирования указанных вложений кредитной организации являлись привлеченные от населения денежные средства. Надлежащая оценка кредитного риска по требованию надзорного органа выявила существенное снижение размера собственных средств (капитала) банка и наличие оснований для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства)», — поясняют представители Банка России.
По сути речь идёт о том, что Аксонбанк выполнял служебную роль по отношению к основному бизнесу его владельцев — оптово-розничной торговле строительными материалами, мебелью и товарами для дома.
И, скорее всего, как отмечают источники Самолёта, на судьбе банка сказалось обострение конкуренции на этом рынке. В частности, в Череповце костромская компания сейчас напрямую конкурирует с развивающей свою экспансию на крупные города России международной торговой сетью «Леруа Мерлен». Жители города обратили внимание, что компания «Аксон» провела глубокую реструктуризацию своего торгового центра, задействовав в том числе дополнительные площади, которые становятся одним из значимых конкурентных преимуществ ООО «НФК. Очевидно, это потребовало (и наверняка потребует ещё) серьёзных вложений.
В этих условиях ежемесячно тратить десятки миллионов рублей не на развитие основного бизнеса, «а на уплату повышенных страховых взносов в АСВ» за свой проблемный банк, действительно, непозволительная роскошь, — в этом Андрей Озеров, жалующийся на позицию ЦБ, пожалуй, прав.
В августовском письме владельцы ООО «НФК» просили у ЦБ принять банк как есть, не применяя к нему «стандартные шаблонные процедуры принудительной ликвидации». Центробанк просьбам не внял и отозвал лицензию. Напомнив при этом, что ЦБ неоднократно (семь раз в течение последних 12 месяцев) применял в отношении Аксонбанка меры надзорного воздействия, в том числе дважды вводил ограничения и один раз запрет на привлечение денежных средств физлиц.
Сергей Авдеев
СамолётЪ