Датчик. 7−8 сентября — два сражения с разницей в 400 лет!
7 сентября
206 лет назад в этот день (по старому стилю 26 августа) состоялась Бородинская битва — сражение, продлившееся всего один день, но сохранившееся в истории среди самых важных мировых событий.
Считается, что именно битва при Бородино стала первым этапом падения Наполеона. Это было время, когда войска Бонапарта уже успели подчинить себе почти всю континентальную Европу, власть императора распространилась даже на Африку. Сам он подчеркивал в разговорах с приближенными, что для того, чтобы заполучить мировое господство, ему осталось приобрести лишь контроль над русскими землями.
Для покорения России он собрал войско, численность которого составила приблизительно 600 тысяч человек. Армия стремительно продвигалась вглубь государства. Целью французов была столица.
Кровопролитная Бородинская битва 1812 года стала частью тактики, которую использовали русские полководцы. Они ослабляли вражескую армию незначительными сражениями, выжидая время для решающего удара. Бородинская битва 1812 года фактически представляла собой цепочку, состоящую из нескольких столкновений с французскими войсками, обернувшихся огромными потерями с обеих сторон.
Главная русская армия насчитывали в своем составе около 150 тыс. человек: 113–114 тыс. регулярных войск, около 8 тыс. казаков и другой иррегулярной конницы, 28 тыс. ратников преимущественно Московского и Смоленского ополчений при 624 орудиях полевой артиллерии. В состав регулярных войск входило 14,6 тыс. новобранцев, прошедших только начальную воинскую подготовку.
«Великая армия» императора в день сражения насчитывала около 135 тыс. человек (согласно проведенной перекличке) при 587 орудиях полевой артиллерии. Численность сторон в день сражения по сей день вызывает дискуссии.
Русская позиция на Бородинском поле имела длину около 8 км. Правый фланг (около 5 км), проходивший по высокому и обрывистому берегу р. Колочь надежно прикрывал Новую Смоленскую дорогу. В случае неблагоприятного исхода сражения Кутузов только по ней смог отводить войска. Здесь позицию с фланга прикрывали густые леса, исключавшие обход позиции.
Позиция на левом фланге требовала «укрепления с помощью искусства», то есть инженерных сооружений в виде полевых укреплений. Здесь были устроены Семеновские (Багратионовские) флеши. Впереди позиции (в 1,5 км от нее) возвели Шевардинский редут. Они к началу битвы не были достроены.
Первый этап битвы — схватка за село Бородино, которое находилось примерно в 125 км от Москвы. Со стороны России в ней участвовали егерские полки де Толли, со стороны врага — корпус Богарне.
Бородинская битва 1812 года была в разгаре, когда состоялось сражение за Багратионовы флеши. В ней участвовали 15 дивизий французских маршалов и две русских, управляемых Воронцовым и Неверовским. Багратион получил тяжелую рану, что вынудило его поручить командование Коновницыну. К тому моменту как русские солдаты покинули флеши, битва продолжалась уже около 14 часов. Третье сражение началось, когда русские расположились за Семеновским оврагом. Французы получили подкрепление — конницу под руководством Нансути. На помощь к русским войскам поспешила кавалерия Уварова, подошли и казаки под командованием Платова. Завершающий этап — битва за батарею Раевского, вошедшая в историю как «могила французской кавалерии», длилась около 7 часов. Это место действительно стало могилой для множества солдат Бонапарта.
Историки по-прежнему недоумевают, почему русская армия покинула Шевадинский редут. Не исключено, что Кутузов намеренно открыл левый фланг, чтобы отвлечь внимание врага от правого. Его главной целью была защита новой Смоленской дороги, по которой, армия Наполеона быстро подошла бы к Москве.
Сражение, начавшееся 7 сентября в половине шестого утра, продолжалось менее суток. Оно вошло в число наиболее кровавых среди всех непродолжительных битв. Точное число убитых установить не удалось, историки называют 80-100 тыс. погибших с обеих сторон. Простой подсчет показывает, что каждую минуту гибло не менее сотни солдат.
Бородинская битва прославила Михаила Кутузова, получившего после нее звание генерал-фельдмаршала. Кстати, Михаил Илларионович в то время еще не был седым старцем, у которого не открывается один глаз, а был энергичным, хоть и стареющим человеком, и не надевал свою фирменную повязку. Вместе с ним в историю вошли генералы Багратион, Раевский, де Толли — последний из них не пользовался авторитетом в войсках, хоть и являлся автором гениальной идеи использовать против вражеской армии партизанские силы. Если верить легенде, во время Бородинского сражения генерал три раза терял коней, которые погибали под шквалом снарядов и пуль, однако сам остался невредимым.
За кем же осталась победа в этом кровавом сражении? Этот вопрос остается открытым до сих пор. Французские историки убеждены, что великую победу в тот день одержали войска Наполеона. Российские ученые настаивают на обратном, их теорию в свое время поддержал и Александр Первый, провозгласивший Бородинскую битву абсолютной победой России: Наполеон был потрясен моральным духом противника.
8 сентября
За 432 года до Бородинского сражения с Наполеоном русские победили Мамаеву орду.
В августе 1380 года московский князь Дмитрий Донской организовал сбор всех русских войск. Пришли суздальцы и смоленцы, небольшой полк из Твери, до сих пор ведутся споры, успели ли к ним присоединиться новгородцы. Донскому удалось собрать под своими знаменами до 70 тысяч ратников.
Армия была разделена на три части. Самым большим центральным полком руководил сам Дмитрий. Справа стояли ярославцы во главе с серпуховским князем Владимиром Андреевичем, двоюродным братом Донского. Слева руководил брянский правитель Глеб.
. По пути на войну московское войско посетило Троице-Сергиеву лавру и Сергия Радонежского. Он благословил войско и дал Дмитрию двух богатырей, которые до того были монахами — Осляблю и Пересвета.
Мамай считал, что русская армия не решится перейти Оку и займет оборонительную позицию, как она это уже делала в предыдущих сражениях. Однако Дмитрий хотел ударить первым, чтобы не позволить татарам соединиться с союзниками. Этот шаг был крайне рискованным — позади оставались все резервы и ресурсы. В случае поражения войско могло полностью погибнуть.
Пока русские полки шли к Дону, к ним присоединились литовские отряды. Ими руководили сыновья Ольгерда — Дмитрий и Андрей. Под их знаменами были жители Пскова и Полоцка.
После прибытия подкрепления было решено, что Владимир Андреевич возглавит полк в засаде, Андрей Ольгердович будет руководить солдатами справа от Донского.
Когда русские войска перешли Дон, они сожгли все мосты. Это было сделано для того, чтобы до Мамая не могли добраться его союзники из числа других литовских князей, а также рязанцев.
7 сентября армия заняла позицию, ожидая противника. Владимир Андреевич вместе с Дмитрием Боброком-Волынским был отправлен в дубраву, откуда он должен был ударить со свежими силами в самый решающий момент.
Весь вечер и ночь Донской объезжал войска и проверял их состояние. Князь хотел сам участвовать в битве в числе обычных воинов. Поэтому он поменялся доспехами с одним из своих приближенных. Татары, не зная об этой уловке, убили человека, которого они приняли за князя.
Битва на Куликовом поле началась 8 сентября с поединка Пересвета и Челубея. Это был древний обычай, когда два самых могучих воина — по одному от каждой из противоборствующих сторон — сражались один на один. Оба всадника погибли от ударов копий.
Оба войска устремились навстречу друг другу. Основной удар пришелся на центр и левый фланг русской дружины. Часть войск здесь оказалась отрезанной. Русское войско несло серьезные потери. Татарская конница подошла к речке Непрядве, догоняя убегающий левый полк. В этот момент воины, находившиеся в засаде, ударили по неприятелю, который был буквально сметен в реку. Одновременно с этим начали наступление части под руководством Донского.
Все это время Мамай следил за ходом сражения издали, в окружении своей свиты. После выхода засадного отряда он понял, что битва на Куликовом поле проиграна. Отступающих татар гнали около 50 верст. Спаслась лишь десятая часть вражеского войска. Преследованием руководил Владимир Серпуховский. Дмитрий Донской был контужен, и соратники с трудом нашли его, раненого, среди множества трупов.
Считается, что о Куликовской битве и о Бородине знают все. Но помнят ли? Понимают ли значение этих событий? Что земля, на которой сегодня живет русский человек, полита кровью его предков. Как бы пафосно, на чей-то взгляд, это не звучало.
Подготовила Кира Шутинская
СамолётЪ