«Там видно будет!» Алексей Мордашов не исключает никаких вариантов влияния политико-экономических событий на бизнес «Северстали»
Едва ли не в последний день 2017 года на площадке Череповецкого металлургического комбината главный акционер «Северстали» Алексей Мордашов вместе с губернатором Олегом Кувшинниковым торжественно открыли новый агрегат полимерных покрытий металла в ещё недостроенном 3-м цехе покрытий металла. Инвестиции в объект, который сможет производить в год 200 тыс. тонн проката с качественным полимерным покрытием, составили около 8 млрд руб.
В комментарии региональной прессе Мордашов отметил, что линия позволит «Северстали» упрочить своё положение в определённых секторах российского рынка чёрных металлов: прежде всего, в строительном сегменте, а также в сегменте так называемой «белой линии» — товаров для дома, бытовой техники.
«Наш фокус был и будет оставаться на производстве продукции с бОльшей добавленной стоимостью, более сложных продуктов, в наилучшей степени удовлетворяющих потребности клиентов», — подчеркнул Мордашов.
Это событие, несмотря на всю свою «грандиозность» в масштабах самой компании, города и региона (глава которого даже написал на первом рулоне: «ЦППМ-3 — это шаг в будущее»), по мнению аналитиков, вполне укладывается в тактику «малых дел», которой в основном придерживаются сейчас российские металлурги.
Хотя такая тактика и противоречит новой тенденции на европейском рынке чёрных металлов, — тамошние игроки снова начали цикл слияний и поглощений. Наблюдатели отмечают, что многие компании серьезно разгрузили долги, а их акционеры требуют выгодного применения генерируемому свободному денежному потоку. Тем более, возможности есть: то в Великобритании продаются стальные активы Tata Group, то в Италии — национализированный метзавод Ilva. И кстати, консолидация сектора в руках ключевых игроков только способствовала бы борьбе с избыточными мощностями.
В результате всех метаний немецкая ThyssenKrupp и Tata Steel договорились объединить стальной бизнес в Европе, создавая второго по величине игрока в регионе, после ArcelorMittal (которая, к слову, покупает тот самый Ilva).
Российские металлурги в этом смысле малоактивны. Даже гремевшее всё минувшее лето вступление Мордашова в права владения долгом Яковлевского рудника и заочный диалог с будущими прежними акционерами, сыном бывшего премьера РФ Виктора Черномырдина Виталием и экс-совладельцем украинского «Смарт-холдинга» Андреем Клямко, выглядело как всё та же «мелкая тактика», осложнённая рецидивами разборок «по понятиям» из далёких «лихих 90-х».
Что сдерживает активность той же «Северстали», у которой (как, впрочем, и у Магнитки с НЛМК) тоже в последнее время генерируется немало свободного кэша?
Вряд ли только «аллергия» Алексея Мордашова на рынок M&A, полученная в своё время, после неудачи сделки с Arcelor, или результатов американского бизнеса «Северстали» в США — Алексей Мордашов в интервью «Коммерсанту» в 2015 году признавал, что американские компании размывали общую маржу «Северстали».
Эксперты называют как минимум ещё две причины, которые делают российских металлургов осторожными. Первая связана с явной нервозностью частных владельцев металлургических комбинатов, которую вызывают события в нефтяной отрасли: там государственная «Роснефть», возглавляемая авторитетным Игорем Сечиным, используя «тактику бульдозера», без зазрения совести «пылесосит» и «консолидирует» частные активы, да ещё требует от прежних владельцев задним числом вернуть уже выплаченные дивиденды.
Вторая причина — внешнеполитическая, связана с общей конфронтации России с Западом, особенно — с США. Какое приобретение активов, если в любой момент сделка может быть аннулирована из-за того, что владелец российской компании якобы слишком «тесно связан с российской властью»?! Мало того, все — от Рашникова до Мордашова и иже с ними — нервно ждут ожидаемую в феврале новую волну санкций США, которые на этот раз затронут «приближенных к Кремлю олигархов». Как хвалятся в Госдепартаменте, составление списка именно сейчас идёт, и очень активно.
Возможно, поэтому сталевары и сидят максимально тихо, стараясь не привлекать к себе внимания? Но и покидать бизнес они пока не готовы, поскольку «у всех есть амбиции». Как отметил коллега: «Не хочется терять статус и возможность лично поговорить пару-тройку раз в год с первым лицом».
СамолётЪ в ходе короткого брифинга по случаю пуска нового агрегата в Череповце прямо спросил Алексея Мордашова о том, что он думает по этому поводу. И Мордашов ответил, как показалось, имея в виду обе угрозы сразу:
«Мы считаем, что ведём свой бизнес в соответствии с самыми лучшими практиками корпоративного управления, в соответствии с законодательством. При этом мы понимаем, что санкции — вещь непредсказуемая. Может быть всё, что угодно. Поэтому мы делаем своё дело и стараемся не загадывать на будущее. Стараемся правильно делать то, что делаем — в соответствии с законодательством, нормами, практиками и так далее. Ну, а уж там видно будет...»
Сергей Авдеев
СамолётЪ