Сильнее, чем нужно? Инфляция бьёт многолетние рекорды, а эксперты спорят о том, радоваться этому или огорчаться...
С одной стороны, это указывает на стабилизацию экономической ситуации и способствует росту доступности кредитования. С другой стороны, внешние риски и значительная роль временных факторов в снижении цен 2017 года пока не позволяют говорить о перспективах установления устойчивой низкоинфляционной конъюнктуры.
Короли капусты
Что позволило снизить инфляцию до рекордно низких значений? Аналитики БКС Премьер прежде всего отмечают грамотные действия Центробанка, который проводит последовательную умеренно жесткую денежно-кредитную политику. Достижению таргета, по мнению экспертов, безусловно, помогла и относительная стабильность на внешних рынках. В частности, улучшилась ситуация на рынке энергоносителей, что среди прочего позволило укрепиться и российскому рублю.
Эффект отложенный, поясняет главный экономист БКС Владимир Тихомиров: национальная валюта перестала укрепляться в апреле, но к тому времени компании снизили цены на импортные контракты — это сказалось сначала на ценах на продовольствие, а затем и на другие товары.
Хорошей иллюстрацией этих слов может служить динамика продовольственных цен в Вологодской области. Продовольственная инфляция здесь ушла «в минус» — 99,96%. Особенно сильно, по данным Вологдастата, упали в цене куриные яйца (на 29,1%). Мясо птицы, сахар—песок, подсолнечное масло, мороженая неразделанная рыба — всё стало дешевле в среднем на 7-9 процентов.
Исключение составили молочные продукты, подорожавшие в среднем от 5 до 7%, хлеб (+2,5%) и некоторые виды овощей — картофель (на 40,4%), белокочанная капуста, репчатый лук, морковь (в среднем на 17-18%), столовая свекла (на 13,2%).
Финансы поют романсы
Стоит признать и то, что рекорды инфляции во многом обусловлены снижением доходов населения. По итогам девяти месяцев текущего года реальные доходы россиян сократились на 1,2%. Это тормозит спрос, потребление, а соответственно, и возможности производителей и продавцов повышать цены. При этом рост розничного кредитования на фоне снижения слабо стимулирует спрос. Если в докризисный период рост кредитования способствовал росту внутреннего потребления, то сегодня кредитные ресурсы не развивают спрос, а в основном идут на погашение уже имеющихся обязательств, то есть, по сути, возвращаются в банковскую систему.
Инфляционные ожидания россиян тоже пока гораздо чувствительнее к ослаблению рубля, чем к укреплению, указывал Центробанк в основных направлениях денежно-кредитной политики. Если долгосрочные ожидания россиян по росту цен будут слабо реагировать на падение или рост курса рубля, это будет говорить об успехе политики Центробанка, замечает экономист «ВТБ капитала» Александр Исаков, но полностью избавиться от скачков цен не удастся, на что недавно указывал и Международный валютный фонд.
Переход к устойчиво низкой инфляции будет сопровождаться снижением рентабельности, указывают аналитики ЦБ. В первом полугодии она снизилась — до 2,7% (к активам) и 6,7% (к выручке) против 3,3 и 8% годом ранее. Но это «счетный феномен», не отражающий реального изменения положения компаний: «Ведь раньше показатели рентабельности должны были быть выше, чтобы покрывать более высокую инфляцию». Например, при высокой инфляции компании вынуждены устанавливать цены так, чтобы обеспечить запас рентабельности, говорится в бюллетене.
«Незаякоренные» преимущества
На недавнем форуме «Россия зовёт» Владимир Путин отметил озабоченность «некоторых специалистов» в связи с низким уровнем инфляции. По словам Путина, «некоторые специалисты видят в этой динамике дефляционную угрозу для экономики». Президент предупредил: резкое замедление роста цен не должно перерасти в снижение цен. Все мы как потребители от такого шанса, конечно, не отказались бы, но для экономики падение цен — это демотивация к росту и к инвестициям.
По мнению экспертов РБК Вологодская область, низкая инфляция создает ряд преимуществ для экономики и граждан. Снижается уровень неопределенности в экономике, становятся доступнее кредиты на покупку автотранспорта и жилья, активно развивается ипотека.
Низкая инфляция также способствует отмиранию неэффективных бизнес-моделей, отмечает эксперт БКС Премьер (г. Череповец) Василий Атаманов, выживаемость которых базировалась на постоянном росте цен и увеличении выручки, а неэффективность пряталась за притоком новых средств.
Вместе с тем, текущие тенденции по инфляции пока не позволяют делать далеко идущих выводов. Инфляция и российский финансовый рынок заметно зависят от внешних политических и экономических факторов. Для удержания стабильной низкоинфляционной конъюнктуры в России в следующем году внешние факторы должны оставаться благоприятными, но очевидно, что гарантировать этого никто не может.
«В настоящее время мы наблюдаем начало сезонного ускорения инфляции, связанного с завершением периода дефляции в сегменте фруктов и овощей. По окончании 2017 года мы ожидаем инфляцию на уровне 3,3-3,8%», — говорит Атаманов.
Сергей Авдеев
СамолётЪ