Цены и ценности — стоит ли их менять?
Русского человека надо менять
Кудринский Центр стратегических разработок (ЦСР) совместно с группой социологов и экономистов Российской экономической школы и Института национальных проектов, а также консультантов PwC выпустили свежий доклад под названием «Социокультурные факторы инновационного развития и успешной имплементации реформ». Главный вывод солидного документа: чтобы Россия вышла на устойчивую траекторию развития, важно изменить культуру и базовые мотивы людей так, чтобы они не тормозили реформы. России нужен инновационный рост, а культура (неформальные институты, ценности, поведенческие установки) является одним из факторов успешности или неуспешности необходимых для этого роста реформ.
Пока что менталитет российского человека таков, что скорее его можно отнести к факторам неуспешности. Хотя надежда есть.
Социологические исследования, которыми пользовались авторы доклада, показывают, что к реформам россияне относятся в целом настороженно, но полагают, что изменения в стране в ближайшие 10–15 лет должны происходить. Россияне хотят снижения уровня коррупции (43%), повышения темпов экономического роста (42%), комфорта проживания в городах и селах (40%), снижения уровня преступности (38%) и социального неравенства (37%). Тех, кто не принимает реформ в любом виде, меньшинство — 28%. Остальные, в принципе, не против реформ. Но тех, кто поддерживает реформы «снизу», лишь 24%. 47% поддерживает реформы, но «сверху», без своего личного участия.
Оценивая россиян, авторы доклада приписывают им сравнительно высокую дистанцию власти и избегание неопределенности, долгосрочную ориентацию (при очень коротком планировании) и относительно низкую маскулинность и индивидуализм. Правда, с некоторыми региональными различиями.
Авторы доклада рекомендуют руководству страны проводить реформы сверху — постепенно, не впадая в крайний радикализм, с широкой информационной поддержкой и вовлечением общественных групп, с учетом местной культуры, которую нужно настраивать на восприятие реформ. Чтобы изменения сохранились, нужны «особые промежуточные институты, способные использовать социокультурные характеристики населения и воздействовать на них на понятном им языке». Проектный подход, как неэффективный, должен уступить место институциональному.
Но пока лучше использовать таким, как есть
Очевидно, что особых возражений у руководства страны выводы доклада не вызовут — в конце концов Алексей Кудрин — уважаемый человек и чиновник, а его ЦСР официально привлекается кремлёвской администрацией к разработке разного рода стратегических документов.
Другой вопрос — нужен ли «новый русский» (в понимании авторов доклада, разумеется) нынешней власти на самом деле? Ежедневное столкновение с эмпирической реальностью российской жизни — в её политических проявлениях (и не только) скорее убеждают, что пока русский человек в массе своей удобен власти такой, какой он есть. Во всяком случае власть знает, что с ним делать, что ему говорить и примерно представляет, как он будет реагировать. Что говорить тому человеку, которого хочет вырастить в России ЦСР, и как он будет реагировать на сказанное — неизвестно. Или точнее, об этом не хочется думать.
В подтверждение этому можно навскидку привести много примеров — да хоть вчерашнюю встречу с журналистами заместителя вологодского губернатора Эдуарда Зайнака. Обсуждая разные вопросы текущей областной повестки, Зайнак счёл необходимым особо выделить тему налогов на недвижимое имущество (для рядовых граждан — это квартиры и частные дома), которые в этом году будут высчитываться с кадастровой стоимости недвижимости. Она заведомо больше не только прежней — балансовой, которой оперировали бюро технической экспертизы, но и рыночной — некоторые «счастливчики», успевшие получить извещения из налоговой, успели убедиться, что «по кадастру» их квартира стоит существенно дороже, чем её можно реально продать.
Естественно, что народ беспокоится: сколько же нужно заплатить налога с такого неожиданного «богатства»?
Зайнак об этом беспокойстве либо знает сам, либо ему подсказали товарищи из правительства, ответственные за внутреннюю политику. Поэтому он не скупился на время, чтобы втолковать журналистам, которые потом расскажут своим читателям, что бояться нового налога не надо.
Что — во-первых, областные законодатели (читай, «большие молодцы») установили максимально низкие ставки налога: для жилых помещений граждан она составляет 0,3% от кадастровой стоимости. А ведь прежде, хоть налог и исчислялся от инвентаризационной стоимости, но максимальная ставка составляла аж 2%. Во-вторых, для граждан предусмотрены дополнительные вычеты из налоговых платежей: им не придётся платить за 20 квадратных метров общей площади квартиры, за 10 квадратных метров комнаты (если в собственности не квартира, а отдельная комната), за 50 квадратных метров жилого дома.
«По оценкам департамента финансов области, налогообложение должно существенно сократиться. По жилым домам средний размер налога составит 820 рублей — это в 2 раза меньше, чем нынешний способ расчета от инвентаризационной стоимости. Для квартир — это 1350 рублей, что на 33% ниже уровня 2016 года. Думаю, что переход на новый способ исчисления налога не ударит по карманам наших граждан», — заявляет в конце заместитель губернатора. И эти его слова становятся хитом новостных лент региона, жадно поглощаемый рядовым читателем. Читатель потребляет приятную для себя новость и думает: «вот молодцы чиновники». А заодно становятся «молодцами» и областные депутаты, и лояльная гражданам ФНС. Словом, вся власть поворачивается к простому русскому человеку своим большим, добрым лицом и, подмигивая, приглашает его проголосовать в воскресенье за своих заботливых представителей.
Вот, как нужно вести себя с нашим человеком, вот, что нужно ему говорить. А не нужно ему говорить о том, кто оплатит эту заботу о кошельке рядового россиянина. О том, что налоговая льгота в одном месте обернётся налоговым прижимом в другом. Что по 0,5% с квадратного метра своих площадей заплатят уже в этом году предприниматели, находящиеся на особом (упрощённом) режиме налогообложения, и каждый год к их налоговой ставке будет добавляться ещё по 0,5%.
Что по 2% с кадастровой (а не с балансовой, как раньше) заплатят налог ещё 703 предприятия региона, которые облагаются налогами в обычном порядке. И это даст казне эффект аж в 63,1 млн рублей.
Впрочем, даже и это можно бы сказать, упомянув, что так облагаются люди, которые ездят на дорогих машинах и отдыхают на зарубежных курортах.
А вот чего не стоит говорить населению, так это того, чем обернутся дополнительные налоги для предпринимателей и экономики региона — в лучшем случае снижением инвестиций и деловой активности, в худшем — бегством бизнеса из области, закрытием предприятий, сокращением рабочих мест, уходом в тень.
Но произойдёт это не сразу, поэтому и не нужно эту информацию озвучивать людям с очень коротким горизонтом планирования. Особенно накануне выборов.
Поэтому социальной инженерией в России, конечно, заняться можно. Но процесс этот, думаю, будет долгим и не очень эффективным. Сами авторы доклада прекрасно понимают, что ставка на технократические реформы сверху, при неизменности политических условий в России, работает только на 30–40%. Примерно такой же эффект, наверное, ждет и предлагаемый ими проект, если он будет принят к исполнению.
Илья Неведомский
СамолётЪ