«Нужно прогибаться под изменчивый мир!»: Как менеджеры «Северстали» повышают производительность труда
Увеличить производительность труда в 1,5 раза за семь лет поручил в 2012 г. Владимир Путин, срок выйдет в 2018 г. Минэкономразвития на программу просит 29 млрд руб. из бюджета до 2020 г. Повышать производительность труда Минэкономразвития предлагает постепенно, следует из презентации министерства (с ней ознакомились «Ведомости», ее подлинность подтвердили сотрудники министерства). В 2017 г. в программе будут участвовать пять регионов, в 2018 и 2019 гг. — по 10, новые регионы будут прибавляться и дальше. В каждом отберут компании, которым бюджет наймет консультантов по повышению производительности труда.
Между тем в Вологодской области есть компании, которые озаботились проблемой повышения производительности ещё в конце 90-х годов прошлого века. В первую очередь это, конечно, «Северсталь», где уже больше 15 лет упорно строится собственная бизнес-система. И оба наши собеседника имеют к этому процессу самое непосредственное отношение...
Равенство в отставании
— Как сегодня в компании оценивают уровень производительности труда?
Евгений Ескин: Для оценки потенциала роста производительности труда компания постоянно сравнивает себя с лучшими мировыми практиками — прежде всего с Японскими и Европейскими металлургическими компаниями такими, как ArcelorMittal, POSCO, JFE Holdings и др. При этом подход носит комплексный характер. Сопоставление идет как на макроуровне, так и на уровне отельных процессов (ремонты, прокатка, управленческие функции) и даже на уровне отдельных металлургических агрегатов.
Такое сравнение позволяет определить для себя ориентиры-индикаторы для повышения производительности труда, и конкретные организационные практики, которые используют успешные металлургические компании в своей работе. Сейчас оно выглядит не в нашу пользу — отставание по производительности труда от лучших мировых компаний составляет от 4 до 6 раз. Стоит также отметить, что такой отрыв во многом связан с более низким уровнем автоматизации процессов.
Если сравнивать «Северсталь» с российскими коллегами (ММК, НЛМК), то ситуация с производительностью у компаний примерно равная.
— Какие способы её повышения считают наиболее действенными и актуальными?
Евгений Игумнов: Помимо постоянного сравнения организации своей работы с лучшими мировыми практиками, мы используем инструменты бережливого производства — Lean технологии. Самые эффективные из них — хронометраж загрузки персонала и постановка амбициозных задач руководителям. Как следствие этого, происходит развитие профессиональных компетенций сотрудников, в том числе их мультифункциональности. Успешное внедрение этих инструментов невозможно без работы с вовлеченностью персонала и его мотивации.
— Не всегда достижение максимальной производительности труда бывает экономически оправданным. Как на «Северстали» определяют необходимую достаточность производительности труда?
Е. Е.: Существуют классические критерии, чтобы определить потребность в росте производительности труда. Один из них — соотношение темпов роста производительности труда с темпами роста заработной платы (с поправкой на инфляционную составляющую). Помимо этого, на данном этапе компания рассматривает рост производительности труда, прежде всего, как возможности в области конкурентного преимущества, учитывая существенный разрыв уровня производительности в сравнении с западными компаниями.
«Работать эффективно — не значит изнурительно»
Модернизация производства и совершенствование организации — два способа повышения ПТ. Как на «Северстали» определяется оптимальное сочетание этих двух подходов?
Е. Е.: Выбор в пользу того или иного подхода определяется экономической целесообразностью. При рассмотрении инвестиционных мероприятий компания оценивает затраты на них и сроки окупаемости проекта. При этом надо понимать, что автоматизация, наряду со снижением численности, имеет дополнительный бизнес-эффект. Происходит сокращение аварийности по вине человеческого фактора, повышение качества продукции за счет технологической стабильности процесса, рост конкурентоспособности продукции. На основании оценки этих параметров компания принимает решения, связанные с модернизацией оборудования.
Если говорить про организационные мероприятия, то данный подход можно охарактеризовать фразой «Работать эффективно — не значит изнурительно». Организационные изменения в компании основаны на проведении хронометражей, определении напряженных, но обоснованных нормативов, проведении экспериментов.
— Как задача повышения производительности труда связана с процессом формирования Бизнес-системы «Северстали» (БСС)? Что можно сказать о текущем состоянии БСС — достижения и проблемы?
Е. И.: Повышение производительности труда — это и есть одна из основных задач Бизнес системы «Северстали» (БСС). Успешно реализован проект «Организационная эффективность», в настоящее время мы активно продолжаем поиск новых инструментов и лучших практик по повышению производительности труда. Сейчас стартуют пилотные проекты по «Организационной эффективности» практически во всех компаниях «Севергрупп». Процесс совершенствования БСС идет непрерывно. Мы постоянно подстраиваемся под изменчивую внешнюю среду и всегда соответствуем высоким стандартам работы. Однако видим перед собой серьезный вызов в виде отставания от уровня лучших мировых практик. Мы пока вначале пути.
Останутся самые производительные
— Производительность труда связана только с повышением эффективности производства или затрагивает другие подразделения компании? Как сейчас решается проблема вовлечения всей компании в повышение производительности?
Е. Е.: Повышение эффективности производства и производительности труда затрагивает все функции и направления компании. При этом по отдельным функциям, например в службе по персоналу и финансовой дирекции, достигнуты очень хорошие результаты. По другим еще предстоит серьезная работа.
— Как на «Северстали» решается проблема повышения производительности с обеспечением производственной безопасности?
Е. И.: Одной из ключевых ценностей компании является «Безопасность труда». Поэтому ни одно мероприятие, направленное на повышение производительности, не может вступать в конфликт с требованиями безопасности. Мы подходим к вопросам безопасности очень ответственно и, если в ходе реализации мероприятий возникают риски, то решение может быть скорректировано вплоть до его отмены.
— Всегда ли повышение производительности ведёт к высвобождению сотрудников? Как в компании решают проблему «лишних людей»?
Е. Е.: Нет не всегда. Возможно повышение эффективности за счет ввода новых мощностей и технологий. Даже если мероприятия ведут к высвобождению персонала, то в компании придерживаются политики сохранения самых результативных сотрудников. Для них находят новые возможности: переобучение, отказ от услуг подрядчиков и так далее.
В процесс обсуждения оптимизации численности на постоянной основе вовлечен профсоюз.
— Как задача повышения производительности труда влияет на профессиональный состав компании: есть ли «исчезающие» профессии, появляются ли новые?
Е. Е.: Производительность труда не влияет на исчезновение профессий. Это, скорее, следствие изменения технологии и сортамента. В настоящее время в компании реализуется подход, связанный с развитием мультифункциональности сотрудников с целью повышения эффективности процессов. Кроме того, к исчезающим профессиям можно отнести профессии низкоквалифицированного труда. Например, грузчик, уборщик, разнорабочий. Данные профессии «исчезают» на нашем предприятии вследствие их автоматизации, или в связи с передачей на аутсорсинг.
Юрий Антушевич
РБК Вологодской области
СамолётЪ