«Аномальный» голос избирателя
На последних выборах в Госдуму на Вологодчине было 12 тысяч «аномальных» голосов.
Согласно представленным данным, отклонение реальных результатов по голосованию на выборах в Государственную Думу в Вологодской области от расчётных составило 12 тысяч голосов.
Расчёт сделан по «методу Шпилькина», который построен на анализе данных по всем участкам в виде зависимости между числом проголосовавших и результатами отдельных партий. Впрочем, представивший данные известный политолог Александр Кынев не считает, что эти цифры говорят о каких-либо фальсификациях.
Согласно обнародованным данным, без серьёзных аномалий в регионе обошлось на выборах в Госдуму и в 2016, и в 2011 году.
«По методу Шпилькина, разница получается в районе 1%, в абсолютном выражении 18 тысяч голосов, — описал отклонения эксперт. — Если искажения и были, то это сельская местность, лесные районы. А в 2016 году объём аномалий 12 тысяч голосов».
Доля аномальных голосов в России стала падать с начала 2012 года. Изменения отслеживались не только по федеральным, но и по региональным выборам. Эксперт связывает это с резкой сменой политических технологий. Одновременно существенно вырос объём голосования специальных категорий избирателей — тех, кто голосует в особом порядке: к примеру, на дому или по открепительным удостоверениям. В 2016 год аномальная часть снова стала расти, хотя и незначительно, а доля спецкатегорий вновь упала.
В качестве примера роли спецкатегорий он приводит выборы вологодского губернатора в 2014 году:
«Если взять выборы губернатора 2014 года, мы увидим, что при очень низкой явке 13% — это было голосование на дому и почти 20% — спецкатегорий. Без них явка по области была бы около 20%», — отмечает Александр Кынев.
Наибольший объём аномального голосования в Вологодской области наблюдалось на президентских выборах 2008 года, по итогам которых Россию возглавил Дмитрий Медведев. «Шло очевидно резкое увеличение число голосований на дому, был большой всплеск, — говорит политолог. — То же — по открепительным удостоверениям. Президентские выборы 2008 года почти по всей стране были самыми аномальными за все годы. Тогда очевидно накручивали явку при отсутствии реальной конкуренции. В Вологодской области итоги были тоже аномальными, но выглядели приличнее остальных регионов».
Напомним, выборы в Госдуму прошли 18 сентября. На них проголосовали 282 тысячи вологжан. «Единая Россия» заняла первое место и набрала 37% голосов, прибавив 4 процентных пункта к результату 2014 года. В одномандатных округах победили «единороссы» Евгений Шулепов (34%) и Алексей Канаев (42,8%). По партийным спискам в нижнюю палату парламента от Вологодчины также избрались Евгений Фёдоров, Александр Васильев (оба — «Единая Россия») и Алексей Чепа («Справедливая Россия»). Вологжанин Сергей Каргинов прошёл в парламент по федеральной части списка ЛДПР.
В соседних регионах СЗФО похожая картина за исключением Петербурга и Ленобласти. «В Карелии аномальной части фактически нет. В Ленинградской области ситуации гораздо хуже, есть очевидная аномальная часть. В Петербурге есть аномальные всплески, но это, скорее всего, отдельные округа, где могли корректировать при подсчёте, чтобы не прошёл конкретный кандидат, и синхронно „прошлись“ по бюллетеням в другие органы власти. Республика Коми довольно конкурентна на фоне предыдущих кампаний. В Архангельской почти нет искажений», — перечислил Кынев данные по соседним регионам.
Отличилась Вологда и в межвыборный период, став одним из городов, в котором дважды без проведения выборов менялась избирательная система в представительный орган местного самоуправления. Изначально выборы в Вологодскую городскую Думу должны были пройти по традиционной мажоритарной системе. В 2013 году была утверждена новая, смешанная система формирования городского парламента. Затем в 2014 году, накануне назначения выборов депутатов нового созыва, была возвращена традиционная мажоритарная система из 30 округов.
«В конце 2013 года принимается „закон Клишаса“ об уменьшении минимальной доли депутатов по партспискам (в составе представительных органов — прим. ред.), — напомнил Александр Кынев. — Главной целью была Москва. В Мосгордуму вообще отменили партийные списки. Если бы они остались в Москве, то в Москве были бы и „Парнас“, и „Яблоко“. В итоге мы имеем в Московской городской Думе только „Единую Россию“ и только КПРФ, и больше никого».
Владимир Пешков
«РБК Вологодская область»
«РМ»