Сокрушительная победа: пейзаж после битвы
Последние выборы вместе с сопутствующими им разнонаправленными эмоциями и широко обсуждавшейся статистикой уже стали достоянием истории. Сейчас уже нужно принять новую реальность и думать, как в этом «пейзаже после битвы жить дальше».
Да, власть в этот раз перестаралась, зачистила электоральное поле, чтобы не было даже намека на «болотные» рецидивы 2011 года, так, что значительная часть избирателей просто решила не встречаться с государством на участках для голосования.
Игра в поддавки с избирателем показала: в России не только нет вменяемой и организованной оппозиции, но и того самого «путинского большинства», одобрением которого прикрывались все властные решения последнего времени. Тефлоновый рейтинг президента есть, а большинства нет — большинство либо осталось дома на диване, либо проголосовало за кого угодно, только не за «Единую Россию».
И, тем не менее, именно она после минувшего воскресенья заняла господствующее положение в законодательной власти страны и регионов. Но на самом деле это — ложное подтверждение силы: искусственность выборного процесса и подавление реальной политики поставили «ЕР» перед кривым зеркалом.
Партия власти все больше превращается в новый вариант КПСС — с теми преимуществами, которые дает властная монополия (возможностью беспрепятственного воплощения любых, в том числе самых безумных, замыслов и т.п.), но и с теми рисками, которые сопутствуют властному одиночеству — ответственность за возможные катастрофические последствия неблагоприятного развития сегодняшней внутри- и внешнеполитической повестки разделить будет не с кем.
Но как-то не хочется злорадствовать. Потому что жить хочется именно в этой стране, отчего совершенно небезразлично, что и как с ней будет.
Проблем — множество и внутри страны, даже, если на время абстрагироваться от внешней политики. Главные лежат в сфере экономики, которую уже несколько лет не удается запустить после последнего нефтяного провала, несмотря на все имитационные мероприятия с приглашением инвесторов. Неприятно здесь и то, что сами предприниматели, от которых все чего-то ждут, потеряли интерес к политике.
Но болевых точек достаточно и в других сферах: образовании, здравоохранении, соцобеспечении...
В то, что все это будет разгребать партия «ЕР», как некий цельный и работоспособный механизм (а нас перед выборами убеждали именно в этом), не верит уже, кажется, никто. Просто потому, что сами «медведи» эти завалы и создавали.
Вся надежда здесь, конечно, не на «оппозицию», которая оказалась очередным мифом, а на появление новых людей в самой партии власти — не по воле партийных кураторов, а часто вопреки — как акт неповиновения в ответ на кризис. И, чем более серьезными будут становиться проблемы, тем более вероятно, что власть вынуждена будет принимать такое самовыдвижение новых политиков. Кстати, первая волна такого фактического самовыдвижения уже произошла на этих выборах в одномандатных округах, где «ЕР» выдвинула в большинстве своем не членов партии, а реальных лидеров-общественников.
Второй источник новых кадров и новых идей для страны — те общественные и профессиональные движения, что начали появляться в городах и весях страны в последнее время: они не видят смысла связывать себя с какой-либо из политических сил, непримиримы к небезобидным глупостям, творимым бюрократами на местах, готовы идти до конца в отстаивании своих профессиональных, отраслевых, сословных или территориальных интересов. Это и «вежливые фермеры» Кубани, и отстаивающие свои права дальнобойщики, и объединенные домоуправы...
Поскольку изменения неизбежны, они будут происходить — но, скорее всего, через такой же неизбежный конфликт России «непредставленной» после этих выборов с Россией «представленной». Как этот конфликт будет развиваться, покажет ближайшее будущее. Но его желаемым результатом хотелось бы видеть все-таки не гражданское противостояние, а консолидацию общества, поиск возможностей для которой и должен бы стать главным содержанием очередного политического цикла.
Юрий Антушевич
«РМ»