«Старший приказал»
Стали известны подробности уголовного дела, возобновленного спустя 2 года в отношении директора УК «Жилремстрой» Галины Мавриной.
Источник в компании поделился с РБК Вологодская область информацией, ставшей известной после ознакомления Галины Мавриной с содержанием предъявленного ей обвинения.
Руководитель одной из самых крупных в Череповце управляющих компаний была на минувшей неделе арестована правоохранительными органами Череповца и провела два дня в следственном изоляторе. После чего Галине Мавриной было предъявлено обвинение по двум статьям уголовного кодекса — ч. 1 ст. 201 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» и ч. 3 ст. 160 УК РФ «Присвоение и растрата».
При этом в комментариях СМИ упоминалось об исчезновении в 2014 году со счетов «Жилремстроя» более 17 млн рублей, якобы предназначенных ресурсоснабжающим организациям города.
«Исчезнувшие» миллионы
По словам источника РБК, эта сумму в предъявленном Мавриной обвинении не упоминается. На самом деле сумма задолженности, по мнению следствия, составляет менее 1,2 миллиона рублей — это долг сразу перед двумя РСО: ООО «Газпром теплоэнерго Вологда» и МУП «Водоканал».
При этом, как утверждает источник (и это, по его словам, подтверждается бухгалтерскими документами), «Жилремстрой» еще в конце 2014 года погасил основную сумму долга ресурсоснабжающим организациям, а в январе 2015 года выплатил остатки задолженности в размере 460 тысяч рублей перед «Газпром Теплоэнерго Вологда».
В возобновлённом уголовном деле в качестве потерпевшего фигурирует ещё одно РСО — череповецкий МУП «Водоканал», которому УК якобы задолжала с 2014 года. Но, по имеющейся у РБК информации, задолженность перед «Водоканалом» на июль 2014 года составляла менее 200 тысяч рублей и 140 тысяч рублей составляли пени за просрочку. Эти суммы взыскивались по решению арбитражного суда, что подтверждается бухгалтериями «УК „Жилремстрой“» и МУП «Водоканал» (эти сведения имеются в материалах уголовного дела). Долг перед МУП «Водоканал», составлявший менее 1/10 месячного начисления, также был погашен в начале 2015 года.
«Автомобиль, скрипка и собака Клякса»
В качестве подтверждения «злоупотреблений» и «растрат» директора «Жилремстроя» в деле приводятся факты приобретения в 2013 году автомобиля, стоимостью менее 400 тысяч рублей для аварийной службы УК, необходимого для качественного и своевременного обслуживания жителей многоквартирных домов при возникновении аварийных ситуаций, а также приобретение новогодних подарков (за два года) для детей сотрудников компании на общую сумму 19 тысяч рублей.
Источник РБК указывает, что приобретение автомобиля — это деятельность, предусмотренная уставом компании, никак не может расцениваться как нарушение (тем более преступление). Что касается детских новогодних подарков, то они предусмотрены коллективным договором между администрацией предприятия и трудовым коллективом, причем с приобретенных подарков в бюджет выплачены все необходимые налоги.
Таким образом, полагает источник, знакомый с ситуацией, есть основания полагать, что в действиях Галины Мавриной не было состава уголовного преступления.
Президент приказал не «кошмарить» бизнес
Это, кстати, косвенно подтверждается решением Вологодского областного суда, вынесенного 20 декабря по апелляциям прокуратуры и ООО «Газпром теплоэнерго Вологда», которые не согласились со слишком «мягким» приговором череповецкого суда в отношении директора еще одной УК Череповца — «Службы заказчика» — Николая Круглова, осужденного условно по тем же статьям Уголовного Кодекса, что предъявлены и Галине Мавриной.
Областной суд не только оставил без удовлетворения апелляцию прокуратуры и РСО, но и исключил из обвинения за отсутствием состава преступления статью 160 УК РФ «Растрата» (все те же детские подарки), а по статье 201 «Злоупотребление полномочиями» Круглов был освобожден от наказания по амнистии.
Кроме того, источник РБК Вологодская область полагает вопиющим сам факт возбуждения уголовного дела в ситуации, которая регулируется нормами гражданского права:
«Это взаимоотношения хозяйствующих субъектов, споры между которыми решаются в Арбитражном суде, — говорит собеседник РБК. — Который может накладывать финансовые санкции и возбуждать процедуру банкротства в случае злостного неисполнения своих обязательств одной из сторон».
Кстати говоря, 20 декабря на официальном портале правовой информации опубликован подписанный президентом Владимиром Путиным закон, согласно которому возбуждение уголовного дела в отношении заведомо невиновного будет наказываться лишением свободы на семь лет (вместо пяти). В случае, если уголовное дело возбуждено «в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности либо из корыстной или иной личной заинтересованности» и привело к закрытию бизнеса или крупному ущербу, срок заключения составит от пяти до десяти лет.
Этот документ, полагает источник РБК Вологодская область и опрошенные руководители ряда управляющих компаний Череповца, должен предостеречь от соблазна развлекаться «смешением юридических жанров»: уголовного и гражданско-правового.
Сергей Авдеев
РБК Вологодская область
«РМ»