Уроки кризиса: «Люди не расходный материал»

 

 

 

 

 

Чего больше в нынешней экономической ситуации – оптимизма или пессимизма? Есть ли ощутимые признаки окончания кризиса, о котором уже начали вслух говорить чиновники? Эти злободневные вопросы стали предметом обсуждения редактора «РМ» с нашим экспертом – гендиректором ЗАО «ЧФМК», депутатом Законодательного Собрания Вологодской области Евгением Коротковым.

 С Евгением Николаевичем мы встретились перед его отъездом в Вологду на очередное заседание созданного при областном правительстве «антикризисного штаба». Его члены должны были собраться, чтобы «пощупать» состояние основных «болевых точек»: рынок труда и уровень задолженности по заработной плате, положение в промышленности и сельском хозяйстве, жизнь малого бизнеса и муниципалитетов… 
 

 Коротков сказал, что сам выступать не собирается:
 - Не люблю выступать по общим вопросам, беру слово, когда нужно решить конкретную проблему. На таких мероприятиях я больше «толпу» изображаю. А, что конкретно можно сделать? Как и в ноябре прошлого года – идти в церковь, ставить свечку, чтобы пронесло, - смеется собеседник.
 

- Евгений Николаевич, кризис заканчивается, как об этом уже начинают писать и говорить, или нас еще ожидает продолжение падения?
 

- Не знаю. Я бы не хотел падать. И буду делать все, чтобы не упасть. В принципе, мы находили способы более-менее держаться. Хотя и потеряли достаточно много. За всю экономику я не уверен. Мне кажется, что «дна» мы достигли, но продержимся на нем достаточно долго. Проблем еще много – неплатежи, кредитные деньги дорогие и оттого малодоступны. Самое плохое, что прошел уже почти год кризиса, а мы за это время так ничему и не научились. Вот сейчас нефть подорожает, и все снова успокоятся. Все, кто от нее кормится, будут сидеть довольные. Всю остальную экономику так и не стали развивать.
 

 - Но оживление на рынке есть?
 

- Оно очень небольшое. И главное, неизвестно, с чем оно связано. Похоже на обычный сезонный всплеск. Всегда в сентябре, когда все выходят из отпусков начинается рост деловой активности. В прошлом году такой же сезонный подъем был прерван кризисом. Тем более, вся наша экономика связана с мировой экономикой – внутри собственных точек роста нет. Кроме мер по борьбе с безработицей – по пособиям, общественным работам, - ничего не сделано. Увы, все заявления президента о том, что у нас экономики нет, что надо что-то делать, - уходят в песок. Государству молиться надо на наших предпринимателей, на которых «вешают» все, что можно (социальную ответственность и т.д.), которые «вывозят» на себе всю экономику. Во всем мире правительства помогают выводить экономику из кризиса, а у нас – совершенно другой путь: предприятия «выводят» себя сами.
 

 - А как же быть с заявлениями о том, что деньги идут в экономику, в ее реальный сектор? 
 

- Но они все еще «идут»!
 

 - Как недавно сказал один бизнесмен в интервью уважаемой деловой газете, «у нас деньги обещали всем: и реальному сектору, и «нереальному». Говорит, ему стало «даже не смешно», когда за поддержкой к государству обратились представители игорного бизнеса.
 

- Я помню, когда мы принимали областной закон по ограничению игорного бизнеса, приходили эти ребята и говорили: «Да, ладно вам ерундой заниматься, все равно все отменят, никуда не денутся!». У нас ведь в регионе мощное «игорное лобби». Из-за этого, кстати, закон сработал в Череповце, а в Вологде так еще и не заработал. Слава Богу, Путин уперся и показал, что не пойдет на поводу у лоббистов. Кстати, говоря, никто не обращает внимание на то, что доходы населения резко упали. А ведь все взаимосвязано: сначала упала промышленность, потом обороты в торговле упали на 30%. Обороты упали, через какое-то время это скажется на работе промышленности. Правда, так в рыночной экономике, а у нас она не рыночная, потому что большую ее часть занимают монополии. Поэтому и цены у нас никогда не падают, а растут.
 

 - Вот и бензин опять дорожает, хотя Россия впервые в истории стала добывать и продавать больше нефти, чем Саудовская Аравия.
 

- Цены на бензин государство отрегулировать не может. Лавочников каких-то гоняют, хлебопеков прессуют за каждую лишнюю копейку в цене батона. Сплошное словоблудие – говорят одно, а в жизни совсем другое. Люди же не дураки, они все видят. Нужно уходить от этих монополий, перестраивать структуру экономики, создавать конкуренцию сверху донизу. Я не верю, что мы не способны изменить ситуацию – просто нет желания.
 

 - Как-то один умный человек сказал мне, что настоящий инновационный взрыв в России произойдет тогда, когда кончится нефть…
 

- Нефти хватит еще на 30-40 лет, а, может быть, и больше – разведанные запасы все увеличиваются. Но население-то сокращается с каждым годом. Это при такой громадной территории!
 

 - Такое ощущение, что население непроизвольно «сжимается» под возможности сырьевой экономики…
 

- Мадам Тетчер в свое время говорила, что России будет достаточно населения в 60 миллионов. Но в таком случае России уже не будет – такую территорию таким количеством населения не удержать. Даже если сейчас в каждой семье будет по пять детей, все равно 200 миллионов у нас будет только через 50 лет. Россия уже потеряла свое прежнее геополитическое влияние. Вроде бы, как-то несерьезно на нашем уровне говорить о таких глобальных вещах, но России надо бы как-то определяться, кто мы – Европа или Азия. Нет у страны сейчас сил для «евразийской» мании величия.
 

- Интересно наблюдать, как «патриотические» речи мирно уживаются с выводом денег на Запад, вывозом туда детей на учебу, покупкой там домов и яхт.
 

- Это удручает. Удручает, что представители нашей деловой и политической элиты воспитывались при советском строе - больше им и взяться было не откуда. И они очень быстро забыли все, чему их учили, что внушали. Они не рассматривают нашу страну, как свою. Они считают, что все равно будут жить там, в Европе, в США. Они рассматривают Россию, как место для зарабатывания денег. Такая вот психология временщика. Ни к чему хорошему она не приведет. И этих людей, к сожалению, поддерживают наши СМИ. Одна польза от кризиса – он произвел определенную чистку в рядах тех, кто «надувал пузыри» и ориентировался на легкие, спекулятивные деньги.
 

Это, с одной стороны. А, с другой, государству тоже надо менять свое отношение к своим гражданам. Долгие годы люди были для государства «расходным материалом». А люди не должны быть расходным материалом. Нас становится все меньше. Нужно о людях заботиться, создавать достойную жизнь, а не выдавать жалкое пособие по безработице. Но достойная жизнь может быть только тогда, когда у нас будет нормальная, эффективная, сбалансированная экономика.

Беседовал Юрий Антушевич
10.09.09.

Кстати:

Более половины россиян не боятся ухудшения экономической ситуации в ближайшие три месяца. К такому выводу в ходе опроса пришел холдинг РОМИР. У каждого четвертого респондента кризис вызвал стресс, но, даже, несмотря на это, российский потребитель постепенно обретает веру в финансовую стабильность.
 

 По мнению экспертов, оптимизм может носить краткосрочный характер и вряд ли обернется ростом потребления. «Зафиксированный скачок оптимизма никак не повлияет на траты россиян, и потребление будет оставаться на низком уровне, - указывает управляющий директор УК «Финам Менеджмент» Сергей Хестанов. - Ведь реальные доходы россиян снижаются, а окончание сезона сельхозработ, несомненно, ухудшит ситуацию на рынке труда».

Источник - РБК

 

 


 

Поделиться
Отправить